Грузинские власти, пытаясь стереть у населения память о старых советских праздниках, наверняка мечтают о том, чтобы начало мая в стране прошло тихо и спокойно. Но благостное настроение руководства республики в любом случае будет нарушено: как заявила Нино Бурджанадзе, грузинская оппозиция назначила на 2 мая День национального неповиновения. И если Первомай и День Победы в Тбилиси ещё могут отменить, то выступления противников Михаила Саакашвили в любом случае станут для правящего режима реальностью.
"Непримиримые люди не отступят и добьются победы", - подчеркнула экс-спикер грузинского парламента, ныне являющаяся одной из самых активных соперниц Михаила Саакашвили на политической арене. По её словам, акциями протеста будет охвачена не только столица страны Тбилиси. Уставшие от нищеты и беспросветности люди готовы 2 мая выйти на улицы и в самых удаленных уголках Грузии.
О дате начала масштабных протестов стало известно во время визита лидера "Демократического движения "Единая Грузия" во Францию. Сейчас она проводит там консультации с представителями исполнительной и законодательной власти, и, судя по всему, добивается неплохих результатов. Как рассказала сама Бурджанадзе, возможные провокации сторонников Саакашвили в отношении протестующих получат адекватно жесткую оценку со стороны Парижа. "Франция не оставит народ Грузии без реакции, если президент Михаил Саакашвили направит зондер-бригады против мирного населения", - добавила она.
Внимание западных стран к протестным выступления грузинского народа действительно велико. Визиты противников Михаила Саакашвили в США и государства Евросоюза совершаются с завидной регулярностью - и принимают их на том же самом уровне, что и грузинского президента. К примеру, и сейчас в Америке проводит переговоры с представителями лоббистских групп лидер Лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили. В том же Вашингтоне, кстати, не чураются уже и финансовой поддержки оппозиции. Недавно лидер "Свободных демократов" Ираклий Аласания объявил о том, что США выделяют различным оппозиционным грузинским партиям и неправительственным организациям около 26 миллионов долларов.
Запад понимает, что лидер "розовой революции" уже утратил весь свой героический флёр. Волна наивного счастья, возникшая после свержения Эдуарда Шеварднадзе, уже давно схлынула. Теперь страну грозит затопить цунами народного недовольства. Ведь разговорами о "свободе" и "демократических ценностях" невозможно расплатиться за продукты, газ, воду и электричество. Тем более что эта самая пресловутая "демократия" в Грузии подверглась не меньшей инфляции, чем цены на хлеб, сахар и яйца.
Естественно, в Вашингтоне и Брюсселе хотели бы убрать Саакашвили при помощи выборов - в таком случае Запад сможет не потерять лицо, попытавшись просто сменить своего бывшего любимца на более цивилизованного кандидата. Но грузинский народ может и "не дотерпеть" до 2013 года. Именно поэтому американские и европейские политики хотели бы иметь контроль над митингами оппозиции, дабы не допустить прихода к власти персоны не из колоды лояльных им преемников Михаила Николозовича на посту президента Грузии. Впрочем, многие из фаворитов Запада - та же Бурджанадзе - не забывают и о том, что будущее страны невозможно в отрыве от России, так что уход Саакашвили наверняка обеспечит немалое потепление в отношениях Москвы и Тбилиси.
К сожалению, вряд ли можно ожидать, что май станет для Грузии месяцем избавления от Михаила Саакашвили. Народ слишком устал, а оппозиция пока что не представляет собой цельной и сплоченной структуры. Да и представители грузинских силовых ведомств пока что слишком преданны своему хозяину, столь щедро наполняющему их кормушки в ущерб остальному населению. Но 2 мая вполне может стать точкой отсчета объединения всех здравых сил оппозиции в борьбе против нынешнего губительного для Грузии режима. Конечно, это противостояние грозит быть весьма продолжительным. Михаил Николозович крепко вцепился в подлокотники своего кресла, поскольку понимает, что следующим его пристанищем может стать скамья подсудимых в Гааге. Но его противники должны зубами вгрызаться в любой предоставляющийся им шанс на свержение Саакашвили. Сейчас для грузинской оппозиции появляется реальная возможность войти в историю страны. И народ простит им всё, кроме безволия и безразличия.