Турция и Грузия продолжают работать над упрощением визового режима, который с пафосом называют не иначе, как примером Шенгенской зоны. Теперь граждане обеих стран могут пересекать границу по электронным удостоверениям. Однако радость от посещения турецких курортов может вскоре смениться большой печалью. Официальная Анкара с крайней осторожностью проводит политику своих интересов, и Сакартвело как нельзя лучше подходит для того, чтобы стать плацдармом для становления турецкой республики в качестве регионального лидера.
Такой широкий жест со стороны Турции наводит на определенные размышления. Закрытые границы между Арменией и Азербайджаном, а также Ереваном и Анкарой, где не существует даже пропускных пунктов, являют собой яркий пример холодного противостояния между странами на Кавказе. Для армянского государства единственным транзитным пунктом для сообщения с остальным миром являются Грузия и Российская Федерация, которые, несмотря ни на что, держат свои границы открытыми друг для друга.
Выходит, что на данном этапе турецко-грузинский договор носит весьма символичный характер. Для Грузии поддержка нового друга в лице Анкары олицетворяет надежду на то, что ей удастся пробраться в ЕС хотя бы с такого "черного хода". Видимо, в Тбилиси не учитывают великие сомнения, одолевающие Европарламент всякий раз, когда заходит речь о том, чтобы принять Турцию в свои объятия. Исламский мир непокорен и очень хрупок, что и выявил полный провал политики европейского мультикультурализма. Парламентарии постоянно выдвигают все новые требования, в частности признать геноцид армян и решить проблемы Северного Кипра. Но воз и ныне там, поскольку турецкие власти не намерены открещиваться от преступлений Османской империи.
Читайте также: Политика двойного геноцида
Самой же Турции "гуманитарная интервенция" в Грузии выгодна по одной простой причине. Геополитическая встряска в августе 2008 года показала, что Анкара, несмотря на членство в НАТО, не желает плясать под американскую дудку - она прекрасно знает, какие цели преследуют в регионе как Соединенные Штаты, так и Российская Федерация. И пока предпочитает находиться на стороне Москвы, поскольку Америка никогда не скрывала своих планов по перекраиванию карты Кавказа. Для дальнейшей "демократизации" ей необходимо создать очередное микроскопическое государство курдов, а территории для этой страны-сателлита, разумеется, возьмут у турецкой республики. Кроме того, США не зря так активно пасутся возле Грузии, поскольку контроль над ней - прямое ослабление позиций самой Турции.
Немудрено, что во время вооруженного конфликта власти Турции запретили американскому флоту входить в акваторию Черного моря. Босфор и Дарданеллы - очень удачный козырь, который позволяет всему мировому сообществу говорить с турецкой республикой минимум на равных. А роль медиатора в конфликте вокруг Нагорного Карабаха, если он разрешится мирным путем, позволит нивелировать присутствие Вашингтона на Кавказе, что очень устраивает и Россию. Похоже, Тбилиси необходимо опасаться турков, безвизовый режим приносящих. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и сомнительно, что Михаил Саакашвили, который является ставленником американской администрации, не в курсе, какие действительно цели преследует Анкара.
Читайте подробно: Окно в Турцию с видом на Кавказ
Грузинское руководство с нелепым желанием завести тесную дружбу с мусульманским соседом рискует вскоре на собственном примере столкнуться с термином "fail state". Турция, которая активно инвестирует в частично признанное государство Абхазию и Аджарию, гарантом автономии которой является и Россия, прекрасно помнит и о Карском договоре. А потому просто ждет удобного момента, чтобы освежить и память грузин. Парламентарии Сакартвело неоднократно бичевали официальную Анкару этими тесными связями и кричали о стратегическом партнерстве, но вряд ли их возгласы дойдут до ушей турецкого правительства.
В 2008 году Турция просто не смогла воспользоваться моментом, чтобы вступить в конфликт с Грузией, хотя тогда же прямо заявляла, что при вхождении российских войск на территорию Аджарии и Анкара будет вынуждена нарушить грузинские границы. Так что, пока Тбилиси сражался с ветряными мельницами в виде России, республика спокойно могла бы оттяпать у Сакартвело еще немного ее "территориальной целостности". И, вне всякого сомнения, в случае другой подобной встряски, больше такой шанс не упустит.
Читайте по теме: Тбилиси стал заложником Карабаха
Открытые границы между Турцией и Грузией наподобие Шенгенской зоны - не подарок Тбилиси, а его проклятие. Сакартвело упорно копает себе яму, но при этом сидит и явно радуется данному парадоксу. А тем временем, Анкара берет на вооружение хорошую поговорку: враг моего врага - мой друг. И, несмотря на историческую борьбу с Москвой, турецкий внешнеполитический вектор стремительно падает на чашу российских весов.