В Российском обществе соблюдающих мусульман часто воспринимают исключительно как людей, готовящихся стать террористами. Порой так думают и представители властей. Это создает целый комплекс новых и очень опасных проблем.
В течение нескольких дней мы пытались взять интервью у живущей в Дагестане русской семьи, недавно принявшей ислам. В Махачкале хозяин, узнав о смене религии, немедленно выгнал их из арендуемой квартиры. С помощью близких удалось найти другое жилье. Но как только новая хозяйка увидела женщин в хиджабах, она попросила покинуть их квартиру. "Вы уж простите, но я не хочу, чтобы завтра мою квартиру сжег ОМОН". Эта семья в итоге отказалась давать нам интервью, а ее жилищные проблемы решались через перепосты в соцсетях.
Соблюдающие мусульмане в глазах общества превратились если не в "живые бомбы", то в людей, которые готовы вскоре ими стать. В тренде два типа взаимоотношений с мусульманами, ведущими не светский образ жизни: силовое подавление и "комплекс мероприятий, призванный содействовать минимизации влияния радикальной исламской пропаганды среди молодежи". Кажется, можно решить проблему, закрыв "неправильные" медресе, запретив хиджабы и литературу, вплоть до самого Корана. Или в крайнем случае организовать спецоперацию с доставкой на дом, чтобы от дома и людей, в нем живших, мало что осталось. Однако по факту весь этот "комплекс мероприятий" не просто не решает проблему, а напротив, создает очень опасное для страны напряжение.
С одной стороны, мусульманская среда выталкивается из России, а значит, будет маргинализироваться. Будет воссоздаваться параллельная "официальной" среда обитания, в которой утвердятся окончательно и социальные, и культурные, и правовые нормы шариата. Впрочем, шариат утверждается в среде соблюдающих мусульман в любом случае. Но если государство не вступает в конфликт с этой средой, то и ее внутренние ценностные установки не вступают в конфликт со светским государством.
С другой стороны, нельзя загонять людей в угол. Если они видят, что живут хоть и в своей, но во враждебно к ним настроенной стране, они неизбежно будут мобилизованы для борьбы с угрозой своему существованию. В силу многих причин важна одна деталь: это растущая и очень пассионарная среда, которая переживает подъем, и не только в России. Поэтому преследования мусульман не только не решают проблему, но напротив, дают карты в руки радикалам. С каждой историей о давлении на верующих они получают отличный фактаж для обоснования необходимости войны с государством. Эту войну светское государство сегодня выиграть не может. За ним есть силовые ресурсы, но нет идеологии, нет мобилизации общества, нет пассионарного напряжения. На противоположной стороне все это есть. А давление на среду, как мы уже сказали, только усиливает стремление прийти через войну к большим победам.
"За что пытают и мучают мусульман в России? Почему нас считают главной проблемой и врагами государства? Мы, верующие мусульмане, не пьем, не курим и даже не ругаемся матом, мы не воруем, не берем взяток и не даем их. Мы не то что не насилуем, но даже не ходим "налево". Мы не убиваем и не посягаем на чужое имущество", - в исламской среде пытаются найти ответы на вопросы, почему ведущие не светский образ жизни мусульмане в России стали изгоями.
Для современного российского светского общества его нынешний формат жизни кажется единственно верным эталоном современности и цивилизованности. Однако для верующего человека, причем совершенно не важно, какую религию он исповедует, современное житие-бытие подавляющего большинства россиян - это нечто очень близкое к грехопадению. Общество же, ставя целью приобщить к своему стандарту жизни все социальные слои, как это видят верующие, фактически хочет навязать аморальный образ жизни и заменить ценности, связанные с глубокой религиозностью, на потребительскую культуру. Опять-таки это понимание свойственно не только мусульманам, но и верующим православным. Это еще одна очень серьезная причина радикализации мусульман и их мобилизации для борьбы с государством. Потому что, с одной стороны, обществом осуждается хиджаб, который является не просто платком, а демонстрацией определенного понимания жизни. А с другой стороны, общество примет как данное, что завтра вечером по результатам последнего звонка по кустам будут валяться вдрызг пьяные и полуголые 16-летние подростки.
Проблемы, которые сегодня переживает Россия, выходят далеко за рамки страны. Наблюдаемый нами в Европе, Азии и даже в Америке ренессанс "чистого ислама" напрямую связан с последствиями глобализации - культурного обезличивания, которое было доминирующим трендом в мире на протяжении последних десятилетий. Но оказалось, что процесс этот обратим. Просто сегодня его глобальным оппонентом в мире выступил ислам. Внутри этих процессов оказалась и Россия. Поэтому никакими административными или силовыми методами не остановить разделение общества на две неравные части - адептов потребительской культуры и тех, чьи ценности и жизненные установки связаны с религией. Это большой, общемировой процесс. Его последствия непредсказуемы. А любые точечные воздействия способны лишь усугубить ситуацию.
Антон Кривенюк