Терское казачество возвращается к прозябанию предыдущих 15 лет. Под давлением высокопоставленных чиновников атаман войскового общества Сергей Клименко окончательно отказался от должности, о чем заявил сам, в отличие от липовой отставки, ранее объявленной его строптивыми подчиненными. Это значит, что команда полпреда в СКФО Александра Хлопонина, свалившего в борьбе за "Кавминкурортресурсы" двух губернаторов Ставрополья, победила и казаков.
"Братья-казаки! После консультаций с представителями духовенства, совета при президенте РФ по делам казачества, органов государственной власти, а также после многочисленных разговоров с казаками нашего войска мной было принято окончательное решение об уходе с поста войскового атамана. Я иду на этот шаг осознанно, надеюсь, что этот шаг позволит преодолеть наметившийся раскол в терском казачестве", - с таким обращением по ставропольскому краевому телевидению вчера выступил атаман Терского войскового казачьего общества Сергей Клименко.
Две недели назад журналисты с подачи атамана Ставропольского округа Александра Фалько его уже отправили в отставку. 11 октября прошло заседание Совета атаманов, на котором было решено собрать внеочередной круг ТВКО 14 декабря этого года. По итогам заседания сообщалось, что Клименко подал в отставку. Но на следующий день появилась информация, что никаких заявлений Сергей Александрович не писал.
Первый товарищ атамана Василий Сергеев, временно исполнявший его обязанности в связи с наложенной на Клименко епитимьей, издал два приказа. Первым он снял с должности атамана Терско-Сунженского окружного казачьего общества Анатолия Черкашина, а затем Александра Фалько, обвинившего атамана в присвоении 166 тысяч рублей со счета войска, "за действия, направленные на раскол СОКО, превышение должностных полномочий". Но атаманы Cтавропольского округа отказались исполнять приказы Сергеева.
За обвинения в денежных махинациях Клименко подал на Фалько в суд чести. По иронии судьбы в нем председательствует Василий Бондарев, предыдущий атаман ТВКО, а ныне глава совета стариков. Именно он передавал по наследству денежные средства общества. Если они исчезли в момент смены власти, и нынешний атаман их не брал, то подозрения автоматически ложатся на Бондарева, а тот - как воды в рот набрал.
Но самое интересное, что именно Бондарев сразу после заявления Клименко об отставке был назначен исполняющим обязанности атамана, хотя по логике вещей этим должен заниматься первый товарищ Василий Сергеев, а не председатель совета стариков войска.
Все это свидетельствует о том, что Терское казачье войско возвращается к "бондаревщине", как уже окрестили 16 лет бесплодного "возрождения казачества" на Северном Кавказе. За это время землей и рынками обогатились отдельные атаманы, а само войско как не имело ни гроша за душой, так и осталось голодранцем. У него нет даже здания штаба, ибо во Владикавказе, где оно зарегистрировано в обшарпанном домике, казачьему обществу развиваться не дают, а в Ставрополе штаб располагается в здании Краевого казачьего центра.
И вот этому бедному войску в связи с поправками в закон об обороне, касающимися мобилизации населения, весной было дано поручение к концу года сформировать список из 15-ти тысяч резервистов. Для выполнения этой задачи атаману понадобились бы финансы. Так родились требования лермонтовского схода казаков в июне: 100 гектаров земли, квота на рыбную ловлю на Каспии, Кизлярский коньячный завод и государственный пакет ОАО "Кавминкурортресурсы".
Эти притязания тут же высмеяли кавказские СМИ, напомнив про "свечной заводик в придачу". Но казаки ничего лишнего не просили. Землю им обещал выделить сам полпред в СКФО Александр Хлопонин, да позабыл об этом. Упомянутые предприятия же находятся в государственной собственности, и если казаков просят выполнять государственные задачи, то почему бы им не дать и часть государственной собственности, с которой они могли бы извлекать прибыль.
Но Клименко наступил вовсе не на государственные интересы. Обозначенные в обращении к президенту России объекты давно уже предназначены для приватизации, да все кто-то мешает бизнесу их прикарманить. На вопросе коньячного завода уже погорел противившийся его передаче в частные руки мэр Кизляра Вячеслав Паламарчук. На него дагестанские силовики завели дело о незаконном увеличении аварийного фонда, в результате переселения из которого растрачено лишних 13 миллионов рублей. А из-за "Кавминкурортресурсов" поплатились своими креслами два последних губернатора Ставропольского края - и Валерий Гаевский, и Валерий Зеренков. Оба они пытались противостоять хлопонинской идее приватизировать это акционерное общество.
По некоторым данным, "Кавминкурортресурсы" приносит до 300 миллиардов рублей годового дохода, а прикарманить его хотят за 200 миллионов рублей, предварительно обанкротив. Казаки в конкурсе на его приобретение лишние.
Именно виды Клименко на санатории, минеральные воды и грязи, по мнению одного из авторов "Ставропольского репортера", послужили причиной недовольства атаманом. А чтобы натравить на него и краевых чиновников, по словам Дмитрия Разумова, терского казака, не состоящего в ТВКО, был запущен слух, что атаман метит в губернаторское кресло. Войско раскололось на защитников и противников Клименко, и в этой ситуации ради всеобщего примирения он решил уйти. А зря, считает Разумов.
"Его шаг не оправдан. Это возврат к "бондаревщине", - заявил казак в комментарии корреспонденту BigCaucasus. - Бондарев создал в войске систему, которая работает на определенных лиц. У ставропольских казаков было 140 тысяч гектаров земли, рынки, и куда это все подевалось? Только горячеводский рынок дает 40 миллионов годовой прибыли, а там еще и казаки работают и получают зарплату, а у них еще и в Кисловодске автостоянка, в Ессентуках мини-гостиницы, в Солдато-Александровском районном казачьем обществе целый каскад зарыбленных прудов. И куда все это девается? Клименко за 8 месяцев ничего не сделал из заявленного в программе, а Бондарев и его сотоварищи за 16 лет ничего не сделали. Они же разворовывали ресурсы".
Стоит отметить, что и сам Клименко был в команде Бондарева заместителем атамана по экономике и взаимодействию с федеральными органами власти. Но как только он получил властные полномочия, попытался сделать казаков реальной силой и даже выступил в роли объединителя общественных и реестровых казаков. Кстати, именно этим он задел интересы Русской православной церкви, которая не признает язычников, имеющихся среди нереестровых казаков. Неудивительно, что местный митрополит выступил против Клименко и наложил на него епитимью.
Сможет ли новый атаман, которого внеочередной казачий круг изберет 14 декабря, продолжить курс Клименко? Дмитрий Рамзумов в этом сомневается.
"Владыка Кирилл выдвинул Александра Коробейникова, который был до последнего времени министром по восточным районам края. Есть кандидатура Зеренкова, есть Михаил Серков - бывший атаман ставропольского окружного казачьего общества. Это люди, которые будут продолжать политику Бондарева, - полагает собеседник BigCaucasus. - Настоящих лидеров нет, которым бы поверили и за которыми бы пошли".
Впрочем, до 14 декабря время есть. Может быть, достойный кандидат на смену Клименко еще появится.