Анкваб и Шамба: чью мечту исполнит Абхазия?
Все вышесказанное, несомненно, открывает перспективы для оппозиции. Президентские выборы она проиграла, но в целом ее результат был неплохим. К тому же то были президентские выборы, а это - парламентские. Сейчас общество в своем мнении будет очень персонифицировано - все зависит от авторитета, уровня политического влияния конкретного кандидата в определенной местности, где он выдвигается. Именно в этом и состоит преимущество оппозиционных сил. Ярких, известных и влиятельных личностей тут больше, чем во властной команде. Если они правильно распределятся по округам, то оппозицию может ждать успех. Оппозиционерам нужно набрать от трети до половины голосов, тогда они смогут оказывать серьезное влияние в парламенте.
С другой стороны, мы пока ничего не знаем о намерениях президента. Пока нельзя делать выводы о том, как он собирается продвигаться к успеху на выборах, да и нужно ли ему это вообще. Действительно, нужно ли? Сейчас заметно, что власть готова к диалогу с оппозицией. В частности, создана совместная рабочая группа, которая готовит реформы на национальном телевидении, чтобы оно было способно отражать точку зрения всех политических сил. Это или серьезная уступка, или реверанс со стороны властей. Багапш категорически закрывал оппозиции доступ к эфиру.
Скоро мы узнаем, определилась ли власть в своем отношении к парламенту, какой парламент ей нужен. При прежнем президенте численное преимущество было принципиально важным для власти, поскольку осуществлялось перераспределение экономических ресурсов и очень многие в стране были недовольны тем, как это происходит. Отсюда и серия мощнейших скандалов, и резкое падение рейтинга Багапша в обществе.
Читайте также: Москва - Сухум. Спор на деньги
Очень сомнительно, что Анкваб будет наступать на те же грабли. Во всяком случае, в абхазских условиях все торги вокруг госсобственности лучше проводить через консенсус с парламентскими и непарламентскими силами. Иначе будут проблемы.
А в случае если Анкваб настроен на диалог с оппозицией, ему вполне может быть безразлично, сколько оппозиционеров будет в парламенте - семь, как раньше, или семнадцать.
Наверное, скоро в Абхазии не останется ни одного известного человека, который бы не баллотировался на выборах. В Сухуме шутят - скоро кандидатов будет больше, чем избирателей. Смотрим списки выдвинутых кандидатов. Вот, например, Артур Миквабия - бывший близкий соратник Багапша, потом его оппонент, а теперь кандидат. Вот известный университетский лектор Иван Тарба, вот еще десятки других известных людей. У избирателя выбор, несомненно, будет, но многим станет очень трудно голосовать. Надо не забывать, что многие выдвигаются в глубинке, где число голосов часто прямо пропорционально количеству родственников и соседей, а местные жители не могут обидеть других своих соседей и друзей. Поэтому как бы ни получилось так, что кандидатов будет больше, чем тех, кто придет за них голосовать.