Сократить отток русскоязычного населения из Дагестана помогут реализация республиканских целевых программ развития национальных отношений и государственная поддержка религиозных организаций. Об этом заявил и.о. заместителя председателя правительства РД Рамазан Джафаров на совместном заседании правительственной комиссии республики по проблемам русскоязычного населения и координационного совета по северному региону при правительстве РД. Социолог, кавказовед Энвер Кисриев и экономист Михаил Чернышев усомнились в эффективности заявленных мер. В интервью BigCaucasus эксперты поделились своим видением проблемы.
"Основная цель программ - это укрепление духовной общности и обеспечение межнационального мира и согласия в республике, сохранение культуры и языков народов", - цитирует Джафарова РИА "Дагестан". В свою очередь и.о. председателя Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Мурад Заргишиев отметил, что руководство республики и местные администрации оказывает большую поддержку и помощь православным приходам в деле восстановления и строительства новых храмов.
Энвер Кисриев, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН :
Я думаю, что принимать какие-то специальные меры и предоставлять особые льготы русскому народу нет никакой необходимости. В Дагестане нет никакого антирусского движения. Русские уезжают из Дагестана, это правда. Но уезжают и коренные дагестанцы, представители других народов.
Внутренняя миграция - это нормальное и позитивное явление. Это естественный процесс, указывающий на очень важные тенденции культурологического и экономического порядка. В современной индустриальной стране в зависимости от темпов развития тех или иных регионов примерно каждые десять лет меняются векторы переселения людей. Скажем, сейчас в американском Детройте запустение, люди оттуда уезжают. То же происходит в городах, где была развита сталелитейная промышленность, в шахтерских городах Англии и так далее. Люди живут там, где лучше, и где легче найти работу.
Но в России в настоящее время происходит другой процесс. Сибирь, имеющая богатый потенциал для индустриального развития, катастрофически теряет население. При этом пути всех жителей нашей страны - и не только нашей - направлены в Москву, которая раздувается как мыльный пузырь. Параллельно наблюдается другая болезненная тенденция: некоторые регионы становятся этнически однородными. На Кавказе это Ингушетия, Чечня, Дагестан.
Усиление моноэтничности не связано с желанием кавказцев жить в своей этнокультурной среде. Депрессивные регионы, повторюсь, покидают представители всех национальностей. Чеченцы уезжают из Чечни очень активно, в том числе и за границу. Но и остаются на родине тоже чеченцы - потому что они связаны с этой землей особыми узами. То есть этническая однородность обусловлена большим консерватизмом коренного населения.
В целом, я считаю, что нашему государству не нужно рассматривать современные политические и экономические проблемы сквозь призму межнациональных отношений. Сам факт подобного подхода говорит о том, что проблема решена не будет, а вот межнациональные отношения могут ухудшиться.
Михаил Чернышев, старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН:
Вероятнее всего, отток русского населения продолжится. По крайней мере, об этом свидетельствует статистика. Доля русского населения уменьшилась в период с 1980-х годов, когда русское население составляло значительную часть, приблизительно с двадцати до двух процентов. Да и то остались, в основном, старики. Практически вся молодежь ориентирована на эмиграцию.
В первую очередь это связано с изменением культурной среды обитания. Если говорить о северном Дагестане, то миграция с гор в Кизлярский, Тарумовский районы (регионы, в которых по-прежнему сохранились места компактного проживания русских - прим. ред.) привела к тому, что русское население там уже не представляет большинство. Нормы и ценности, принятые в горных районах, становятся доминирующими, и они не всегда совпадают с образом жизни русского населения.
Взять хотя бы последние законодательные инициативы - запрет на продажу алкоголя для всех жителей республики в период мусульманского поста в месяц Рамадан. Непонятно, по какой причине люди, не исповедующие ислам, должны соблюдать законодательный запрет на приобретение спиртных напитков, если, по их морали и этике, употребление алкоголя не возбраняется. Есть и неформальные запреты, которые тем не менее отражают изменение общего фона. Допустим, в Дагестане значительно уменьшилось поголовье свиней, купить на рынке свинину практически невозможно, и так далее.
В сельских районах, как я уже сказал, доминируют мигранты с гор. При этом в городах преобладает сельская культура. И если говорить о феномене Махачкалы как типичной агломерации, следует отметить, что там не город переваривает село, а село переваривает город. Это приводит к тому, что не только русской части населения становится там не комфортно, но и представителям других национальностей, носителям светской культуры и европейских ценностей. Подчеркиваю, это связано не с ростом религиозности, а с изменением социокультурного фона.
Что касается массового возвращения русских в Дагестан - таких перспектив я не вижу. Там еще остается какой-то процент. Но, в основном, это те, кто не может реализоваться за пределами республики или не имеет достаточно активов, чтобы продать недвижимость и купить жилье в другом регионе. Церкви, конечно, можно строить, но я не думаю, что эта мера способна привлечь кого-то в республику. Более того, увеличение количества церквей приводит к размыванию без того небольшой паствы. Сейчас православные в Махачкале видятся друг с другом в церкви. Если же построить еще пять-шесть храмов, то, думаю, там будет пустовато. Так что это популистский шаг, который не может гарантировать русским сохранения своей культуры, традиций в условиях достаточно агрессивной среды.