Основному закону Грузии исполняется шестнадцать лет. За это время он претерпел значительные изменения. После "революции роз", когда к власти пришел американский ставленник Михаил Саакашвили, конституция стала главным инструментом борьбы грузинского лидера с собственным народом и противниками действующего режима. Так, кавказская республика не побоялась обвинить в нарушении этого документа и конкретно закона "Об оккупированных территориях" даже Российскую Федерацию.
После того как в 1991 году Грузия бойкотировала референдум по присоединению к союзу суверенных республик и объявила о своей независимости, она еще четыре года пользовалась конституцией советского периода. Разумеется, желание стереть свое прошлое было велико, но тогда кавказская республика активно конфликтовала с Абхазией и Южной Осетией, которые стремились присоединиться к Российской Федерации. И только в 1995 году, когда у власти оказался Эдуард Шеварднадзе, был принят новый закон, призванный выстроить грузинскую государственность.
Однако после "розовой революции", когда Михаил Саакашвили объявил себя народным избранником, конституция стала для него эффективным инструментом борьбы с собственным народом. Невзирая на то, что статья 12 документа предусматривает защиту прав собственности, а соответствующие положения статей 14 и 38 формально гарантируют право на развитие собственной культуры и родного языка для национальных меньшинств, необходимая законодательная база, которая бы развивала эти конституционные нормы, фактически "разбросана" по нескольким разнородным документам. Для курдов, армян и азербайджанцев нет места в националистическом государстве Михаила Николозовича, они вынуждены быть религиозными объединениями с присвоением юридического статуса.
Читайте также: Саакашвили заразил русофобией Конституцию
В феврале 2004 года в конституцию были внесены удивительные поправки, согласно которым у президента появилось право назначать премьер-министра и распускать парламент. Саакашвили также стал главнокомандующим страны и получил право назначать членов Совета национальной безопасности и начальника генштаба Вооруженных сил. Грузинский лидер создал громоздкую, но строгую иерархию, согласно которой власть неформально распределялась между тремя людьми, удерживающими основные сферы жизни: политическую, экономическую и военную. Вано Мерабишвили и Каха Баиндурашвили, умело используя главный закон республики, создали полицейское государство с такой экономической системой, которая на первый взгляд привлекала благоприятным бизнес-климатом, а в действительности обдирала малый и средний бизнес как липку и наполняла карманы нерадивых чинуш.
В июне 2006 года парламент принял еще ряд поправок к закону о выборах, которые повлияли на проведение избирательной кампании, поскольку главы местных исполнительных и законодательных органов получили возможность свободно участвовать на законных основаниях в агитации. В результате президент и его сторонники с помощью правящей партии "Единое национальное движение" доминировали в поддержке своих кандидатов. Таким образом, понять, чьи средства были потрачены, стало сложно, ведь должностные лица трудились во имя своих протеже в течение собственного рабочего времени.
Читайте по теме: Саакашвили грозит импичмент
Не секрет, что использовались и средства общественных фондов для того, чтобы повлиять на исход выборов. Так, муниципальный совет Тбилиси выделил ваучеры, подписанные мэром Гиги Угулавой, на сумму 100 лари учителям и преподавателям - якобы для доплаты за дефицитный газ. А прямо перед муниципальными выборами по телевидению прошла серия передач "Тбилисские истории", которые прославляли правительство на все лады. Плата за добрые слова была немалой - 600 тысяч лари.
Новая редакция главного закона страны случилась в 2010 году. Именно она окончательно превратила президентскую республику в парламентскую. Такой "демократичный" ход, который Вашингтон опробовал на Украине, приведя к власти Виктора Ющенко, позволил Саакашвили расширить собственные полномочия и нивелировать роль главы государства. Ведь в 2013 году он больше не сможет баллотироваться на пост президента, а упускать из рук столь лакомый кусок, как протекторат США и деньги налогоплательщиков, ему страсть как не хочется.
Ранее мы писали: Саакашвили страдает без преемников
Так что же такое конституция по-грузински? Политическая проституция и шестнадцать лет угнетения народа Сакартвело. Если бы Михаил Саакашвили был хотя бы наполовину умнее, он бы знал, что демократия зиждется на нерушимости принципов. Что, в свою очередь, обеспечивает легитимацию действующей власти. Ведь даже столь любимые Мишико Соединенные Штаты Америки при внесении своих двадцати семи поправок только укрепляли собственную государственность, основываясь на правах и свободах американского народа. При этом последняя поправка была принята в 1789 году, и с тех пор остается неизменной. Зато основной закон Грузии уже напоминает доску объявлений, на которой каждый новый президент пишет то, что ему вздумается.