Защиту Джохара Царнаева, обвиняемого в теракте в Бостоне, возглавит адвокат Мириам Конрад, защищавшая в 2001 году британца, пронесшего взрывчатку на борт самолета Париж - Майами. Конрад и компания намерены тщательно изучить биографию Царнаева, его детство, чтобы доказать, что в террористическую деятельность его вовлек старший брат Тамерлан. Если план защиты сработает, Царнаев-младший избежит смертной казни. Правосудие уже не интересует сам теракт и его последствия - взоры защиты и обвинения направлены в детство Джохара. Истинная причина произошедшего кроется где-то там, и суд, выслушав стороны, примет решение, насколько Царнаев был волен в совершении преступления.
Говоря о правосудии в контексте дела Царнаевых, следует сразу уточнить, что речь идет о современном правосудии как таковом, без привязки к какой-либо стране. В этой сфере цивилизованный мир придерживается примерно одних и тех же стандартов, стало быть, суд над Джохаром Царнаевым в чем-то типичен. Именно поэтому его анализ чрезвычайно полезен. Во-первых, апелляция к биографии Царнаева, сфокусированность на его детстве указывают на корни терроризма - по крайней мере с точки зрения защиты. Во-вторых, независимо от приговора суда, в ходе процесса будут затронуты вопросы нормы - неких шаблонов, формирующих "правильную" личность, чья причастность к терроризму может быть исключительно случайной. Отсюда следует, что защита и обвинение в очередной раз обратятся к старой как мир проблеме свободы воли. В итоге приговор Джохару Царнаеву станет правовой оценкой того контекста, в котором он сформировался как личность.
У Конрад хорошие шансы на победу в процессе. Защите нужно представить Джохара заблудшей овцой (в библейском смысле), чтобы американскому обществу захотелось его спасти. Для этого потребуется работать по двум основным направлениям. С одной стороны, нужно доказать, что Джохар был неволен в своих поступках. С другой - убедить суд в социальности Царнаева-младшего, чтобы всем стало ясно, что его участие в теракте было роковой ошибкой, следствием влияния брата, временного помутнения разума и так далее. Если, выстраивая линию защиты, ограничиться только первым пунктом, обществу может показаться опасной кавказская традиция беспрекословно подчиняться старшим. Так что в биографии Джохара следует отыскать свидетельства того, что он был послушным юношей в принципе, а не только в силу национальных особенностей воспитания.
И сделать это будет нетрудно. "В США Джохар учился в бостонской школе Cambridge Ringe & Latin School. В школе он был достаточно общителен, увлекается волейболом. В феврале 2011 года получил титул "атлета месяца" как лучший спортсмен-борец школы. За достижения в спорте он получил стипендию в размере $2,5 тыс. города Кембриджа (Массачусетс) на обучение в вузе. Поступил в колледж Дартмут Массачусетского университета. С 2011 года Джохар проживал в городе Кембридже. В сентябре 2012 года получил гражданство США. Джохар Царнаев занимается спортивной борьбой... Владеет русским, английским и чеченским языком... Соседи Джохара по общежитию и другие студенты описали его как совершенно нормального, вменяемого и популярного человека, который иногда позволял себе раскуривать марихуану, любил хип-хоп и избегал разговоров о политике", - сообщает "Википедия".
Правда, там говорится и о том, что за последние три семестра молодой человек получил семь неудовлетворительных оценок, при этом указывается, что примерно в это время "оба брата начали увлекаться радикальными течениями ислама". Однако для защиты это, в принципе, не важно. Конрад необходимо сосредоточить внимание общества на контексте. А здесь есть за что зацепиться. Можно начать с депортации и чеченских войн. Описать две почти параллельные истории - гражданина России Тамерлана Царнаева и родившегося в Киргизии Джохара. Рассказать о том, что старший формировался на фоне войн, в то время как младший взрослел уже в США, а следовательно, развивался как обычный американский парень. Но однажды в их семью проник радикальный ислам; мать заставила Тамерлана изменить образ жизни, Тамерлан повстречал некоего дядю Мишу... И вот уже общительный студент Джохар вступает в конфликт с собой, потому что послушен и не смеет возражать старшим...
В общем, адвокаты в назначенный час расскажут эту историю лучше и красочнее нас. Но не будет ли все это лукавством?
Послушность и социальность - умение подчиняться и приспосабливаться - наличие этих качеств в индивиде ставит под сомнение связь преступления с волей субъекта, а значит, в какой-то мере оправдывает его в глазах общества. Стало быть, социум ждет от ребенка, юноши, мужчины именно этого - безволия. Точнее, воли должно быть ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы безропотно работать на общество. Избыток этой энергии здесь неприемлем. Пассионарность наказуема. Выступая от имени власти - власти как таковой - правосудие указывает на то, каким оно хотело бы видеть индивида. Не эти ли стандарты становятся главной мишенью террористов?
Судя по всему, в основе теракта в Бостоне лежал некий индивидуальный протест, которому нужно было лишь придать идейную подоплеку и форму выражения. Подходящих идеологов и "полезные советы" молодые люди нашли в Интернете. Во всяком случае, Джохар Царнаев утверждает, что они с братом не были связаны с какими-либо террористическими организациями. К этой же версии склоняются спецслужбы. "Трагедия в том, что в действительности ужасных людей не бывает. Конечно, Гитлер был настоящим злом. Но верша кошмар, видимо, считал себя великим, но непонятым героем", - это из интервью "Новой газете" современного властителя дум Славоя Жижека. Сегодняшние "непонятые герои" уже не ведут за собой массы. Они предпочитают совершать квазиподвиги, взрывая себя вместе с окружающими. И это будет продолжаться, пока глобальный социум не отступится от присущего ему консерватизма и не переориентируется на формирование личностей вместо послушной массы. Но, увы, этот сценарий маловероятен, поскольку противоречит самим основам устройства современного общества.