"Дербент - южный форпост России". Санкционированный митинг с таким названием пройдет в Москве 29 июня. Участники акции выступят против политики Азербайджана, который, по их мнению, вмешивается в дела Дагестана. Формальным поводом для протестного выступления послужило переименование центральной улицы Дербента в улицу имени Гейдара Алиева.
Организаторами акции выступили Федеральная лезгинская национально-культурная автономия, общественная организация "Садвал" и "Общество Храх-Уба". Как сказано в их пресс-релизе, помимо переименования бывшей улицы Советской, митингующие намерены привлечь внимание к проблеме "передачи Азербайджану двух лезгинских сел, водосбора реки Самур и фактического отчуждения 2,5 тысячи га лезгинских пастбищных земель в рамках начавшегося процесса демаркации российско-азербайджанской границы".
Для чего России понадобилась эта демаркация? С какой целью в сентябре 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал пограничный договор с Азербайджаном? На вопросы корреспондента BigCaucasus отвечает заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Энвер Кисриев:
"Однозначных ответов на ваши вопросы у меня нет. Россия долгие годы, более 12 лет, очень принципиально подходила к вопросу о границе с Азербайджаном. Причем также поступали все окружающие Азербайджан страны, с которыми, кстати, до сих пор у Азербайджана границы не урегулированы. Мне совершенно непонятно, почему России вдруг так срочно понадобилось заключить этот пограничный договор. Никаких политических, экономических соображений ускорять процесс не было. Я обсуждал этот вопрос со многими людьми на серьезном уровне. Из того, что услышал, можно сделать вывод, что обоснование уступок состоит из двух пунктов: во-первых, надо было быстро заключить договор, во-вторых, Азербайджан не соглашался с имеющимися условиями. Следовательно, чтобы выполнить первый пункт, надо согласиться с Азербайджаном.
Для меня совершенно непонятна логика такого поведения. Могу ее объяснить лишь влиянием коррупционного фактора. Никакого другого рационального соображения в мою голову не приходит. Более того, именно отсутствие этого договора и контроль над самурской водой делали нас сильной стороной в переговорных процессах о нефти, газе и прочем. То есть позволяли нам оказывать воздействие при помощи экономических рычагов. Но по каким-то причинам Россия практически полностью сдала свои позиции и разбазарила фактически всю самурскую воду.
Вода в Самуре на 96 процентов формируется из источников, находящихся в Дагестане. И только оставшиеся четыре приходятся на долю Азербайджана. Когда страны делят между собой водные ресурсы, этот фактор играет решающую роль по всем международным правилам. Россия половину воды Самура - половину(!) - отдала Азербайджану. Причем оставшуюся половину теперь использовать будет затруднительно. Без поступления в Каспийское море должных объемов пресной самурской воды погибнет уникальный лиановый лес, расположенный в устье Самура на территории Дагестана. Дело в том, что подпочвенная влага соленой воды движется под землей и уничтожает корни лианового леса. Таким образом, Россия теперь должна снабдить южный Дагестан самурской водой и сохранить при этом водосток, чтобы не погиб лиановый лес.
На мой взгляд, то, что сделано, - это преступление. Пусть меня поправят умные люди, но я других подходящих слов не знаю. На самых высоких уровнях, вплоть до министерства иностранных дел, где меня заслушивали вместе с моими коллегами, никто не ответил ни на один из поставленных вопросов. Они просто молча слушали. Я считаю, что совершено обыкновенное предательство. Государство пренебрегло интересами целого народа. Причем это не какое-то одноактное действие. Негативная ситуация продолжит развиваться дальше. Воды не хватает во всем мире. В южном Дагестане лиановый лес будет гибнуть, из-за этого начнет меняться климат. С развитием сельского хозяйства станет катастрофически не хватать влаги. Известно же, что в традиционном обществе на Востоке из-за воды и происходили все конфликты. Теперь снова соседи начнут спорить между собой за то, чтобы полить участки...
Извините, но спокойно я об этом говорить не могу. Я долго думал на эту тему, задавал много вопросов. Вырисовывается чудовищная картина безответственности в период президентства Дмитрия Медведева. Глава Дагестана Муху Алиев категорически отстаивал позиции республики и препятствовал заключению пограничного договора. Пришлось его снять по окончании президентского срока (в 2010 году - прим. ред.) поставить другого (Магомедсалама Магомедова - прим. ред.), чтобы тут же поехать и заключить в конце концов договор с Азербайджаном.
Какими мотивами пользовалось наше внешнеполитическое ведомство? Непонятно. Зато понятна логика Азербайджана. Они действуют строго в интересах государства. И я считаю, что азербайджанская внешняя политика в этом отношении безукоризненна. Они замечательно добиваются своих целей. Вот такое отношение к своей стране хотелось бы видеть в России".