Громкие заявления радикалов не могли быть не замечены. В марте 2010 года американский авиаудар ликвидировал Аль-Багдади и его «правую руку», египтянина Абу Айюба Аль-Масри. В конце апреля того же года иракские и американские военные уничтожили базу Аль-Убайды, «амира» ИГИ в Северном Ираке. Удалось «убрать» несколько десятков ведущих джихадистских «офицеров».
Ведущая роль в структуре ИГИ принадлежала «шейху» Абу Мусабу Аз-Заркауи, соотечественнику известного россиянам Хаттаба. По данным российских военных, Аз-Заркауи «отметился» во время второй чеченской войны как эмиссар «Аль-Каиды».
В «Исламском Ираке» Аз-Заркауи был одновременно и главным проповедником, и министром финансов. Американцы «убрали» Заркауи на заре провозглашения ИГИ, в 2006 году. Гибель «шейха», а также последовавшие устранения других лидеров, поставили вопрос о дальнейшем существовании ИГИ.
Джихадисты были вынуждены сменить тактику. Они сделали упор на возможность договора с наиболее лояльными к исламистам представителями власти. Параллельно с этим «амиры» попросили Саудовскую Аравию помочь в подкупе племенных лидеров и представителей духовенства. Отдельной строкой джихадистского бюджета идет пропаганда «чистого ислама» среди местного населения.
Повседневная реальность послевоенного Ирака - это разруха, коррупция и безработица. Каждый новообращенный в «чистый ислам» получает определенную сумму в долларах «за себя самого» и за тех, кого обратит сам. Кроме того, исламисты платят за различные поручения, оплачивают всем желающим учебу в ваххабитских «университетах» Саудовской Аравии.
Вывод американских войск, последовавшие преследования суннитов и анархия в Ираке были джихадистам только на руку. Раздробленность Ирака можно использовать для достижения права на официальное признание ИГИ и даже на поддержку американцев. Для этого надо всего лишь на время дистанцироваться от терактов и подыграть американским настроениям в регионе. Следуя этой логике, руководство ИГИ в январе 2012 года объявило джихад против Ирана.
Иран никогда не манкировал своими интересами в Ираке. Премьер Ирака Аль-Малики хоть открыто и не называл себя сторонником Ирана, но во многих вопросах ориентировался на Тегеран. В Ираке долго действовала организация «Аль-Кутс» - местный «филиал» Корпуса стражей исламской революции. Более того, Тегеран сейчас активно использует Багдад в своих планах по Сирии. В отношении Сирии Иран мешает всем: и США, и Саудовской Аравии, и «амирам» ИГИ.
Сейчас лидеры «амиров» из ИГИ заявили: оккупация Ираном Ирака куда опаснее, чем американская. «Те, кто утверждает, что после ухода оккупантов моджахеды не имеют законного права на ведение вооруженной борьбы, - лжецы. Напротив, сейчас - время боевых действий против агентов оккупантов", - сказано в обращении ИГИ, размещенном в Интернете. Практически повторение прокламаций начала нулевых. С тем отличием, что под «оккупантами» теперь подразумеваются не американцы, а иранцы. Стоит заметить, что в тексте нет никаких уничижительных высказываний в адрес США.
Начиная с 2010 года «Исламский Ирак» оценивался экспертами как рядовая сепаратистская группировка. В этом была доля истины, но и была часть замысла исламистов. Они выжидали время, чтобы в нужный момент заявить о себе. Это время наступило, когда «арабская весна» добралась до Иран. Известно, что лучше всего ловить рыбу в мутной воде. Лишь бы
была. Все равно, что это будет: выгода от свержения Ахмадинежада, суннитско-шиитского противостояния в Ираке или кампании с дискредитации иракских курдов. Очевидно, что курда Талабани ставили президентом Ирака вовсе не из желания помочь курдам...