Буквально на днях Москва и Брюссель согласовали окончательные условия присоединения России к Всемирной торговой организации. Теперь единственным препятствием на пути РФ в ВТО осталась только непримиримая позиция Тбилиси.
Но, похоже, европейским политикам осточертело, что правила игры с одним из ключевых партнеров им пытается диктовать лидер незначительной закавказской страны с очень сомнительной репутацией. Евросоюз выдвинул Саакашвили ультиматум о незамедлительном принятии России в ВТО. В противном случае это будет сделано вопреки грузинскому вето.
Появление на грузинской политической арене Бидзины Иванишвили стало сигналом для Запада: якшаться с авлабарским диктатором больше нет смысла. Благодаря стараниям Саакашвили Грузия давно превратилась из "маяка демократии" на постсоветском пространстве в непрестанную головную боль для Европы и Америки во всем, что касается России. Если и оставались в этом какие-то сомнения, то их окончательно уничтожила неспособность Тбилиси к конструктивному диалогу с Москвой, что доказали совершенно бесплодные многомесячные переговоры при посредничестве Швейцарии по вступлению России в ВТО.
Читайте также: Грузинский сценарий для ВТО
Пока еще не были согласованы окончательные условия ее присоединения к организации с самим Евросоюзом, брюссельские политики не слишком переживали из-за упрямства Саакашвили, и даже французский президент Николя Саркози в ходе своего кавказского турне выразил свою поддержку так называемой "территориальной целостности Грузии", давно никем не рассматриваемой всерьез.
Но все резко изменилось после того, как Москва и Брюссель успешно завершили двусторонние переговоры. "Мы достигли соглашения по последним неурегулированным двусторонним вопросам, открыв дорогу для вступления России в ВТО к концу этого года", - цитирует The Wall Street Journal еврокомиссара по торговле Кареля де Гюхта.
И тут уже Брюсселю стало не до шуточек французского лидера. Поскольку тбилисские функционеры не готовы идти навстречу интересам своих европейских партнеров, те явились к ним сами. Руководитель управления Еврокомиссии по Восточной Европе, Кавказу и Центральной Азии Гуннар Виганд приехал в грузинскую столицу с одной целью - передать ультиматум Евросоюза: либо закавказская республика дает согласие на вступление своего северного соседа в ВТО, либо Россию примут в середине декабря по итогам простого голосования всех членов организации, проигнорировав грузинское вето.
И после этого визита, как по мановению волшебной палочки, сменился стиль риторики грузинских политиков. Вчера заместитель главы грузинского внешнеполитического ведомства Сергей Капанадзе заявил, что Тбилиси готов продолжать переговоры с Россией. В этом не было бы ничего сенсационного (двусторонние дискуссии, которым не видно конца, ведутся в Женеве с марта), если бы не знаменательная оговорка. "Сейчас мы находимся на завершающей стадии", - приводит слова грузинского дипломата The Wall Street Journal. Совсем недавно тот же господин Капанадзе сетовал, что очередной раунд переговоров с Россией закончился безрезультатно. И вдруг такой ошеломительный прорыв. Поскольку сейчас формальных переговоров не ведется, то объяснить такой поворот событий можно только одним: в Тбилиси наконец осознали, что использовать свое членство в ВТО как средство поставить под сомнение независимость Абхазии и Южной Осетии не удастся. Сейчас речь идет уже лишь о том, чтобы как-то уменьшить ущерб для политического реноме авлабарского горлопана и его подпевал. Принятие России в ВТО без согласия Саакашвили не оставит камня на камне от легенды, будто грузинский президент пользуется широкой поддержкой на Западе в своем противостоянии с Москвой. Эта небылица и так дала трещину после того, как на поклон к Бидзине Иванишвили направились все зарубежные дипломаты. А новый внешнеполитический провал окончательно похоронит эти измышления, которые Мишико много лет пытается навязать собственным согражданам.
Читайте также: Грузия на пороге войны
Поэтому возникла срочная необходимость придумать такую формулировку для соглашения с россиянами, которая, с одной стороны, никоим образом не умаляет суверенитета Абхазии и Южной Осетии, с другой - позволяет создать для рядовых грузин видимость контроля со стороны Тбилиси. Именно это имел в виду Сергей Капанадзе, когда говорил о "новых грузинских предложениях"
"Прогресс в переговорном процессе зависит от конструктивной позиции российской стороны, грузинская же сторона надеется, что ее новые предложения станут основанием для этого", - выразил грузинский переговорщик готовность к компромиссу. И это действительно так. Теперь главная цель Саакашвили состоит в том, чтобы Москва согласилась вернуться за переговорный стол. Тогда можно будет сдать позиции с гордо поднятой головой. А уж подконтрольные СМИ сумеют найти способ выдать провал за очередную победу. Как это было уже не раз.