- Никто не собирался начинать войну. На железнодорожном участке Сочи-Сухуми постоянно грабили составы. Выступив на заседании совета, я сказал, что это организованная преступность, с которой не справится милиция, поэтому нужно вводить войска с правом на сопровождение поездов. Уточню - моим предложением было открыть три (контрольных - ред.) пункта около Самтредиа, в Сухумском районе и в Леселидзе. Несколько сотен солдат и офицеров получили бы задание сопровождать поезда и грабежи бы прекратились. Таким был замысел. Тогда единственной военной силой была гвардия, которой командовал Китовани, но раз я не был главнокомандующим, выходило, что мой приказ не был обязателен для Китовани.
Когда Китовани не повиновался и вошел в Сухуми, наверное, я должен был вылететь туда, встретиться с руководством Абхазии и не допускать вступления Китовани в Сухуми, но что я мог поделать в одиночку? Это сложная проблема. Ответственность за начало войны в Абхазии лежит на том человеке, который ввел войска в Сухуми, - считает экс-президент Грузии.
Уже в этом году, в канун 17 годовщины начала войны в Абхазии, Эдуард Шеварнадзе признал, что совершил «роковую ошибку». Как сообщил он в интервью телекомпании «Имеди», война, возможно, не началась бы, если бы он сам съездил в Сухум.
«Я сам должен был поехать в Сухуми, а не Сигуа или Китовани. Тогда, наверно, состоялась бы встреча с Ардзинба, и война, наверное, не началась бы. Это было моей роковой ошибкой», - сказал он.
Как ранее писала GeorgiaTimes, 17 лет назад, войска Грузии вторглись на территорию Абхазии. Абхазские ополченцы оказали вооруженное сопротивление, и началась грузино-абхазская война, длившаяся 413 дней и завершившаяся поражением грузинских вооруженных сил. Грузино-абхазская война, считающаяся в Абхазии Отечественной войной народа. С обеих сторон в ходе конфликта погибли около 20 тысяч человек. Беженцами стали около 280 тысяч человек.
Многие из них нашли приют в России, где, по различным данным, проживают около 60 тысяч беженцев из Абхазии. Поэтому дату 27 сентября отмечали и в Москве. По инициативе Союза грузин в России 27 сентября стартовала программа «ХХI век без беженцев», призванная помочь тем, кто 17 лет назад лишился домов и до сих пор скитается по миру.
Именно от того, как в ХХI веке смогут помочь тем, кто стал беженцем в канун прошлого века, во многом зависит то, как мы будем жить дальше - с войной или миром. Что касается войны 1992 года, то многие политики признают, что ее могло бы и не быть. В годовщину, по христианским обычаям, следует почтить память всех павших, независимо от того, на чьей стороне они тогда воевали. Это и есть тот урок, который преподносит война. Хотелось бы надеяться, что уроки извлечены, что в ХХI веке Кавказ, наконец, станет мирным.