Уже больше года оппозиционные деятели Грузии говорят о необходимости восстановления отношений с Россией. Однако, как и представители правящего большинства, они чаще отправляются с визитами за океан. Первым, кто после августовских событий рискнул приехать в первопрестольную, стал лидер оппозиционного «Движения за справедливую Грузию» Зураб Ногаидели. Он ответил на вопросы корреспондента GeorgiaTimes.
Оппозиционных деятелей, как известно, в Грузии много. Только оппозиционных партий, которые на слуху, около двадцати. Нет, пожалуй, ни одного политика среди них, который бы не осудил Саакашвили за августовскую авантюру и не заверил электорат, что вот его-то партия точно сможет восстановить территориальную целостность и наладить отношения с Москвой. В конце концов, оба обещания соответствуют чаяниям населения Грузии.
Первым обещание о налаживании диалога с Москвой постарался выполнить бывший премьер-министр, а ныне умеренный оппозиционер Зураб Ногаидели. Он приехал в Москву, встретился с представителями грузинской, осетинской и абхазской диаспоры в России.
Еще до визита в столицу России, он заявил, что намерен, как политический деятель, работать по линии народной дипломатии. Как и большинство грузинских политиков, Ногаидели считает приоритетом для своей страны возвращение потерянных территорий - Абхазии и Южной Осетии. Чем тогда, можно спросить, этот деятель отличается от Михаила Николаевича и его приближенных, которые уже попытались вернуть эти регионы, а теперь тоже не собираются смириться с независимостью Абхазии и Южной Осетии?
Зураб Теймуразович предлагает - и об этом он заявил еще в начале года, когда обнародовал программу своей партии - вернуть не территории, а народы. Для этого, как считает Ногаидели, необходимо в первую очередь вернуть доверие людей - абхазов, осетин, грузин - друг к другу, реализовывать совместные экономические программы, а уж потом говорить о воссоединении территорий.
Какова же роль России в этом диалоге между кавказскими народами? Оппозиционный политик полагает, что, находясь в жесткой конфронтации с Россией, диалог с населением Абхазии и Южной Осетии вообще вести будет невозможно. Своими мыслями Ногаидели поделился во время видеомоста «Москва-Тбилиси», который РИА Новости провела в своем московском офисе. Вопросов у российских и грузинских журналистов к грузинскому политику было множество.
Зураб Теймуразович сразу же четко очертил основные положения своего визита. Рассказал, что организовать встречу с представителями абхазской и осетинской диаспор ему помог руководитель Ассамблеи народов Грузии Гоча Дзасохов. Почему необходим такой диалог? Чтобы договориться о гарантиях того, что повторения войны не будет, пояснил политик.
По мнению, Ногаидели встречи прошли конструктивно. На вопрос журналиста, почему Зураб Теймуразович не предлагал экономические программы, способствующие налаживанию отношений между абхазами и осетинами, когда был во власти (Ногаидели три года занимал пост премьер-министра в правительстве Саакашвили), Ногаидели ответил:
- Я горжусь годами, которые провел в политике. Это были очень сложные годы с точки зрения экономики и финансов. Люди относятся к этому с пониманием. Сейчас пришло время решать эти вопросы в экономическом ключе. Большинство людей убеждено, что нужно заниматься будущим, а не прошлым.
Накануне оппозиционер встретился с замглавы МИД России Григорием Карасиным. С учетом того, что после августовских событий дипломатические отношения между странами были прерваны, а руководство России неоднократно заявляло, что не намерено вести никаких переговоров с действующими властями Грузии, ответственными за военную авантюру прошлого года, то встреча с видным оппозиционером стала событием весьма заметным. Оно свидетельствует о том, что лед в грузино-российских отношениях вполне может тронуться.
Ногаидели считает, что главное - переговоры с Россией без каких-либо предварительных условий. Грузинский гость отметил, что как оппозиционер, прекрасно понимает: в Грузии есть законное правительство Саакашвили и переговоры на государственном уровне возможны только с представителями власти.
Но, по его словам, он приехал для того, чтобы представить точку зрения оппозиции, чтобы о ней знали в России и были готовы вести переговоры в будущем. На какие уступки, однако, готова Россия для налаживания отношений? Ногаидели, проявив себя виртуозным дипломатом, отметил, что не собирается учить российских политиков в чем их национальные интересы, главное - начать диалог, отбросив эмоции.