- Вы приехали в Москву как оппозиционный политик по линии народной дипломатии. Аналогичные поездки в Абхазию и Осетию возможны?
- Безусловно. Не сейчас.
- А когда?
- Со временем такой визит вполне реален. Сейчас в Абхазии предвыборная кампания. Я бы не хотел подобным визитом как-то на нее повлиять. В будущем, думаю, такие встречи просто необходимы.
-Вы встречались с представителями диаспоры, выступаете за их активное участие в выборах. Представители власти выступают с такой же инициативой относительно диаспор дальнего зарубежья. Будут ли предоставлены равные права грузинам, живущим в России, и тем, кто живет в Америке?
- Дело в том, что во время выборов Саакашвили прикарманивает голоса тех, кто живет за пределами Грузии. Не секрет ведь, что многие наши соотечественники имеют два гражданства. Или выехали нелегально. В момент выборов их нет в Грузии. Все их голоса идут в пользу правящей команды. Нужно создать условия, чтобы находящиеся за рубежом граждане Грузии имели право участвовать в определении судьбы Родины. Речь не только о России. Большая грузинская диаспора в Греции, Испании, Франции. Мы как раз и добиваемся, чтобы были созданы соответствующие условия для их участия в выборах. В прошлом году, во время парламентских выборов, работал только один избирательный участок в Москве - это на всю Россию-то. Права же грузин, живущих в Америке и в России абсолютно равны. Это их выбор - проявлять политическую активность или нет.
- Протестное движение в Грузии сейчас гораздо слабее, нежели весной. Считаете ли Вы, что нынешний раунд борьбы оппозиция проиграла?
- Я бы так не сказал. Не имею права говорить от имени всей оппозиции. Что касается моей партии, то считаю, что мы не допустили стратегических ошибок. Мы изначально не поддерживали идею проведения массовых митингов. В обществе не было необходимого протестного заряда. Мы практически не принимали участия в уличных акциях. Провели несколько акций в Батуми, в знак солидарности. При этом «Движение за справедливую Грузию» постоянно растет, у нас много сторонников.
- Объединение грузинской оппозиции хотя бы теоретически возможно?
- Да. Скоро будут муниципальные выборы. Оппозиция намерена провести «праймериз» (предварительные выборы кандидатов на пост мэра Тбилиси от оппозиции). Это и есть пример объединения для решения общих задач.
- Ваша партия будет принимать участие в «праймериз»?
- Мы согласны, если будет тенденция к объединению.
- Вы проявили себя виртуозным дипломатом, заявив, что не намерены рассказывать российским политикам о национальных интересах России и они пусть сами решают, на какие уступки готовы для урегулирования российско-грузинских отношений. Тем не менее, на какие уступки готова пойти Грузия, что готова предложить, ради стабильности?
- Грузия, которая, безусловно, не благодарна России за прошлогодние события, ради решения главной задачи своей внешней и внутренней политики - а это, подчеркну, объединение страны - готова начать переговоры без предварительных условий и ультиматумов. Все дальнейшее - предмет переговоров. Если вступление в НАТО, которое стало еще более призрачным чем ранее, помочь решить эту задачу, значит будем стремиться в альянс. Если позиция нейтралитета, нам вернет стабильность, значит нужно придерживаться этой позиции.