И Багдасарян, и еще один российский эксперт Леонид Вардомский из Центра постсоветских исследований утверждают, что в армяно-иранской дружбе есть и некий элемент геополитической игры. "Армения и Иран вынуждены быть союзниками, потому что есть два других союзника - Турция и Азербайджан. И раз их усилия объединены для достижения общих задач, то логично, что и Армения с Ираном будут кооперироваться", - говорит Мгер Багдасарян. Леонид Вардомский добавляет, что в создавшейся ситуации Иран должен стремиться к союзу с Ереваном, учитывая его серьезную изоляцию.
Взаимоотношения Армении с Турцией и Азербайджаном действительно очень плохие - границы между странами перекрыты. Но и отношения Ирана с Азербайджаном совсем не безоблачны. Страны не дружат между с собой. В Баку особо и не скрывают, что именно здесь может быть организован плацдарм для удара по Тегерану. А история противостояния Ирана и Турции насчитывает не один век. Так что армяно-иранская дружба выгодна обеим странам: друг без друга союзникам не обойтись.
Претворяться в жизнь смелые проекты будут далеко от столиц - в Мегри. Именно там, на пограничной территории, протекает река Аракс. Эти места - армянский "дальний восток". От "большой земли" Мегри отделен высоченными, лысыми горами, сложной, длинной и скучной дорогой. Зато от Ирана до сюда- рукой подать. Местные еще не привыкли, что граница с соседней страной открыта. В советское время она была наглухо забита, но Мегри все равно был транзитным регионом. Мимо проходила железная дорога Ереван-Баку. Дороги давно нет, а с двух сторон располагаются владения врага - Азербайджана - и небольшая буферная зона в виде запущенного, безлюдного куска территории Нагорного Карабаха. Но, по утверждению армянского ираниста Мгера Багдасаряна, мегринцы все равно не бедствуют. Транзитный коридор из Армении в Иран и приграничная торговля приносят доход.
Находясь в Ереване, Махмуд Ахмадинежад сделал одно интересное заявление: "Я сказал, что никто в мире не может изменить карту между Арменией и Ираном. Мы являемся соседями и родственниками и должны жить бок о бок, чтобы вместе продвигать наши интересы. У нас нет ограничений для расширения сотрудничества". Мгер Багдасарян, который, как и большинство армянских политиков, радуется этому заявлению, делает вывод, что иранский лидер сказал эти слова не случайно. "Ирану выгодны нынешние фактические реалии на северных границах. Тегерану выгодно, что есть не только узкая полоска границы с Арменией, но и не менее длинная полоса границы с Карабахом. Потому что чем меньше будет протяженность границы с Азербайджаном, тем меньше будет исходить от него опасностей", - сказал иранист.
Пока чуть ли не 90% экономических контактов Армении и Ирана фокусируются вокруг энергетики. Но в ближайшем будущем могут появиться проекты в области строительства железных дорог и многое другое. Конечно, если не помешает война.