Тема интеграционного вектора Армении на пространстве СНГ и Европы продолжает оставаться актуальной. С одной стороны, идет процесс формирования Таможенного союза, который является ядром будущего Евразийского союза, куда Россия желает привлечь и Армению. С другой стороны, Ереван поставил на предметную основу вопрос интеграции в ЕС и ведет переговоры по упрощению визового режима и заключению договора о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли с Евросоюзом.
Актуальность темы резко возросла, когда совсем недавно председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Христенко довольно открыто заявил о том, что Армения на примере Калининградского эксклава может вступить в Таможенный союз. Он считает, что отсутствие границы, на что ссылается официальный Ереван в своем отказе вступить в ТС, не является помехой. Отсутствие общей границы, как считает армянская сторона, делает Таможенный союз с экономической точки зрения бессмысленным для Еревана.
О противоречии двух векторов сначала в довольно жесткой форме заговорил посол ЕС в Армении Траян Христеа. Он заявил, что армянское государство должно выбрать между ЕС и Евразийским союзом. В своих доводах он пошел еще дальше и даже исключил возможность Армении развивать торгово-экономические отношения одновременно с двумя структурами.
Однако пресс-секретарь верховного комиссара ЕС по внешним отношениям Майа Кочиянчич отказалась подтвердить слова Христеа, уклоняясь от ответа на вопрос журналиста о том, должна ли Армения выбрать между ЕС и "ЕврАзЭс". "По-моему, лучше уточнить от первоисточника. Часто такие заявления неправильно преподносятся", - подчеркнула Кочиянчич по поводу заявления Христеа, добавив, что с Ереваном в настоящий момент идут переговоры по поводу ассоциативного соглашения и договора о создании зоны глубокой и всеобъемлющей свободной торговли с ЕС.
Пресс-секретарь Кэтрин Эштон признала, что членство Армении в договоре о свободной торговле с третьими странами не противоречит переговорам с ЕС по поводу заключения договора о создании зоны глубокой и всеобъемлющей свободной торговли. "Однако здесь, скорее, речь идет о Таможенном союзе (ТС). Если Армения присоединится к Таможенному союзу, это будет несопоставимо с договором о создании глубокой и всеобъемлющей свободной торговли, который будет заключен между Арменией и ЕС. Дело в том, что ТС руководствуется общей внешнеторговой политикой, и участвующие в нем отдельные страны больше не являются независимыми актерами в вопросе своей внешнеторговой политики", - сказала Кочиянчич в интервью радиостанции "Свобода".
На днях было проведено заседание совета сотрудничества Армения-ЕС, в ходе которого Ереван выразил свою верность переговорам по заключению договора о создании зоны глубокой и всеобъемлющей свободной торговли. Таким образом, заявление пресс-секретаря Кетрин Эштон в экспертных и журналистских кругах расценили как предупреждение Армении со стороны ЕС по поводу ее вступления в ТС и "ЕврАзЭс". Армения принимает участие в работах "ЕврАзЭс" в статусе наблюдателя.
Политолог, директор армянского филиала Института стран СНГ Александр Маркаров считает, что в вопросе Армении противоречий между форматами европейской и евразийской интеграции нет. По его словам, Ереван должен вести такую внешнюю политику, которая исходит из его интересов, а не из каких-то идеологических течений, ибо мир уже давно перестал быть черно-белым. "В настоящий момент нет поставленной задачи по поводу вступления Армении в ТС и Евразийский союз, а также не поставлен вопрос членства Армении в ЕС", - подчеркнул он.
Резюмируя сказанное, эксперт заключил, что в настоящий момент в вопросе о сотрудничестве Армении с двумя структурами (ТС и ЕС) нет "антагонистских противоречий". "Таким образом, можно найти форматы сотрудничества как с европейскими структурами, так и с действующими на пространстве СНГ международными организациями", - заключил он.
Аршалуйс Мгдесян