Возможный уход миллиардера Сулеймана Керимова с поста сенатора не отразится на экономике Дагестана. Совет Федерации - номинальный орган, не имеющий отношения к реальной политике. Никаких представительских функций в верхней палате Керимов не выполняет, а продвигать свои бизнес-проекты в республике он может и без мандата. К такому выводу пришли дагестанские эксперты, рассуждая о последствиях возможной отставки Керимова в интервью BigCaucasus.
В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект, запрещающий чиновникам и парламентариям иметь зарубежные активы. "Согласно же декларации Керимова за 2011 год, на него как минимум оформлено 5% зарегистрированного на Бермудах АО "Алтитьюд" и 20% кипрской "Аникета инвестментс лимитед", - пишет газета "Известия". Керимов не хотел расставаться с мандатом и искал обходные пути, но Кремль, по информации издания, остался непреклонен. Владелец "Анжи" выбрал бизнес. BigCaucasus поинтересовался у экспертов, чем, на их взгляд, обернется для Дагестана этот выбор. Продолжит ли Керимов инвестировать в республику? Сохранит ли рычаги влияния во власти? Или же поспешит избавиться от социальной нагрузки и сосредоточится исключительно на бизнесе?
Муса Мусаев, собственный корреспондент ИА Regnum в Дагестане:
По сути, верхняя палата существует формально и лишь пропускает через себя законопроекты. Отчасти потому, что многие сенаторы заняты другими делами и не успевают выполнять свои прямые сенаторские обязанности. Надо сказать, что в качестве сенатора Керимов себя ничем не проявил. Он пропускал заседания, в Дагестане бывал очень редко. Не участвовал в принятии законов, касающихся республики, публично не отстаивал интересы Дагестана, не отчитывался о проделанной работе. А как бизнесмен, инвестор в Дагестане он довольно активен, участвует во многих проектах. Реализация этих проектов не зависит от того, занимает он пост сенатора или нет. Он и без мандата может реализовывать проекты, если увидит выгоду.
Часто олигархи, бизнесмены идут в Государственную думу или в Совет Федерации с целью заполучить неприкосновенность и, возможно, решить проблемы своего бизнеса. Поэтому рано или поздно мы должны были прийти к тому, чтобы отделить политику и бизнес. Либо ты служишь своим избирателям, либо своему карману. И то, и другое совмещать невозможно.
Сулейман Керимов, оказавшись перед выбором, решил не отказываться от зарубежных активов - бизнес для него важнее, чем должность сенатора. Уход Керимова из Совета Федерации не означает, что он, скажем, перестанет финансировать "Анжи". Перед клубом стоит ряд задач - допустим, попасть в Лигу чемпионов. Уход из политики Керимова не должен умерить его футбольные амбиции. Это касается и развития массового футбола в Дагестане.
Помимо "Анжи", при участии Керимова уже практически реализован еще один крупный проект - строительство Каспийского завода листового стекла. Завод уже почти построен, там должен начаться монтаж оборудования. Это крупное предприятие по производству стекла с использованием самых современных технологий. С другими проектами у Керимова возникли проблемы. В частности, он хотел приобрести аэропорт, а оказалось, что объекты предприятия заложены в коммерческом банке.
Сергей Дохолян, заведующий отделом структурных преобразований экономики региона Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН:
Не думаю, что после ухода из Совета Федерации Сулейман Керимов потеряет рычаги влияния. У олигархов имеются свои способы воздействовать на ситуацию. Поэтому, на мой взгляд, статус-кво сохранится. Единственное, что может его нарушить, это желание или нежелание самого Керимова работать в Дагестане. Захочет ли он продолжать сотрудничать с нашими органами власти?
Керимов уже лет десять пытается в республике запустить какие-то проекты, и все время как-то у него не получается договориться с властями. То ли он боится делать рискованные вложения, то ли к нему предъявляют какие-то завышенные требования. Пока у Керимова только два успешных проекта в республике - "Анжи" и стекольный завод. Помните, несколько лет назад он заплатил налоги по месту прописки - в Дербенте? Бюджет города сразу вырос в несколько раз. Но по каким-то причинам он перестал это делать. В общем, вроде бы он хочет работать, и в то же время чувствуется, что его что-то сдерживает.