По информации директора Института демографии и социологии Автандила Сулаберидзе, в прошлом году проводился социологический опрос в семьях, члены которых работали заграницей. Результаты следующие: 75% не собирались возвращаться на родину в ближайшие 5 лет. Наоборот, как признаются родственники, они сами намерены выехать в другие государства и остаться там работать. Как сообщают «Новости-Армения» со ссылкой на итоги опроса, приведенные Washington Profile, в постсоветских странах ситуация выглядит следующим образом: из Молдавии готовы уехать 34% населения, из Азербайджана - 28%, из Грузии - 26%,
Буквально все оппозиционеры не просто крайне скептически отнеслись к призыву президента. Они убеждены: Саакашвили уже начал предвыборную кампанию. Отсюда и его чисто популистский ход, который он даже не потрудился подкрепить, как делается в аналогичных случаях, посулами о какой-нибудь адресной государственной программе или хотя бы об оперативных, тоже адресных, мерах правительства.
Впрочем, в Грузии самые проницательные уверены: ни о каких программах и специальных правительственных мерах президент и не помышлял. У него другой расчет. Соотечественники, подзаработавшие за рубежом и поднакопившие некий капитал, помогут своей родине. А вовсе не она - им.
Между прочим, и ход-то этот - «хорошо забытое старое». Нечто похожее уже звучало из уст президента в 2006 году. После того как по России прокатилась волна депортации нелегальных мигрантов с грузинским акцентом. Под нее попали больше трех тысяч грузин. В итоге были очередной всплеск антироссийских настроений в Грузии и укрепление режима Саакашвили.
Тогда-то он и призвал соотечественников вернуться в "новую Грузию" - и оставшийся почти миллион в России, и тех, кто нашел работу в другом зарубежье. Мол, граждане покинули страну в очень сложные годы: на их труд не было спроса. Причем, как отметил президент, в России оказались лучшие кадры - и рабочие, и специалисты.
В парламенте Грузии была оперативно создана комиссия по расследованию фактов о ходе депортации граждан из России. Новая структура занималась сбором информации и материалов, встречами с прибывшими. Но вот помочь им - деликатно отказывались. Вот одно из признаний главы этой комиссии Ники Гварамия: "О социальной поддержке говорить трудно. В стране непростое социально-экономическое положение. Вопрос расселения, трудоустройства и социальной защиты депортированных пока находится на стадии рассмотрения"...
Это «пока» так и осталось в своем неопределенном качестве. Возможно, судьба депортированных тоже сыграла свою роль в том, что на призыв президента к соотечественникам, пребывавшим в неведении относительно «разительных перемен к лучшему на их Родине», - никто не откликнулся.
Словом, трудно соотечественникам президента Саакащвили с доверием отнестись к его призыву.
Ирина Пташковская