Лига арабских государств приостановила деятельность своей миссии в охваченной гражданской войной Сирии. Ситуация в республике станет главной темой обсуждения на багдадском саммите ЛАГ в конце марта. Правда, к тому времени она может радикально измениться. Уже сейчас имеются признаки того, что вооруженное противостояние правительства Башара Асада с силами поддерживаемой Западом оппозиции вполне может перерасти в региональный конфликт с участием других государств Ближнего Востока.
Бои между правительственными войсками и силами повстанцев уже идут в предместьях сирийской столицы. Вчера так называемая Сирийская свободная армия сумела захватить восточные пригороды Дамаска. Правда, сегодня она была вынуждена их оставить под натиском верных Асаду подразделений. Эскалация насилия происходит на фоне выжидательной позиции остальных арабских государств, которые в конце прошлой недели решили приостановить деятельность своей наблюдательной миссии в стране. Тем самым не только соседи Сирии, но и все международное сообщество лишилось возможности более-менее объективно оценивать ситуацию в стране. При этом правительство Башара Асада никаких препятствия для наблюдателей не чинило. Теперь ЛАГ перенесла основной акцент на подготовку саммита организации в Багдаде, который состоится в конце марта. На нем сирийская проблема станет центральной.
Читайте также: "Аль - Каида" объявила Ирану войну
"Нас, конечно, удивило, что после одобренного сирийским руководством решения о продлении пребывания миссии наблюдателей еще на один месяц некоторые арабские страны, прежде всего - государства Персидского залива, отказались от дальнейшего участия своих наблюдателей и отозвали их из состава группы, - выразил недоумение по этому поводу министр иностранных дел России Сергей Лавров. - Мы бы хотели понять, что все-таки происходит. Почему с таким весьма полезным инструментом, как эта миссия, обходятся подобным образом вместо того, чтобы укреплять его? В условиях сложившейся в Сирии напряженной ситуации следовало бы увеличивать численность наблюдателей, а не прекращать их работу".
Гадать особенно не приходится. Монархии Персидского залива, особенно Саудовская Аравия, были бы совсем не прочь приблизить падение главного союзника Ирана в регионе. Собственно, именно это имели в виду главы ближневосточной дипломатии, когда по итогам миссии ЛАГ разрабатывали план сирийского мирного урегулирования. Главным пунктом в нем значилась отставка Башара Асада, и неудивительно, что он этот план отверг.
Теперь добиться этого можно только прямым военным вмешательством Запада по ливийскому сценарию, которое наталкивается на жесткое противодействие России и Китая. Ни Москва, ни Пекин не допустят санкции ООН на вмешательство во внутренние дела Сирии. Собственно, это можно сделать и без всяких санкций, но тогда необходимо убедить западное общество в том, что режим Асада совершает преступления против человечности. А для этих целей миссия наблюдателей не очень подходит. Потому ЛАГ и предпочла самоустраниться на добрых два месяца.
Читайте также: Курды в Сирии: борьба за выживание
Тем временем Дамаск, под давлением России, выразил согласие на переговоры с оппозицией в Москве. "На наш призыв уже получен позитивный ответ со стороны сирийских властей. Рассчитываем, что свое согласие в ближайшие дни дадут и оппозиционеры, поставив высшие интересы сирийского народа над всеми другими соображениями", - цитирует портал "Подробности" сообщение российского внешнеполитического ведомства. Оппозиция поспешила его отвергнуть, а это значит, что сделана ставка на силовое свержение Башара Асада. А это грозит прямым военным противостоянием Ирана и арабских государств. Поэтому Россия и поддерживает Дамаск, поскольку выбор стоит не между хорошим и плохим, а между плохой ситуацией и "апокалиптической", приводит The New York Times мнение директора российского Института Ближнего Востока Евгения Сатановского.
Однако усиление арабских монархий, которое последует за падением Асада, совершенно не устраивает не только Тегеран, но и Анкару. На фоне резкого охлаждения отношений с Израилем, а теперь, после приятия закона о наказании за отрицание геноцида армян Оттоманской Портой, и Францией, Турции все сложнее выполнять роль верного союзника Запада. Правительство Эрдогана ужа дало понять Западу, что не будет предоставлять территорию страны в случае возможной агрессии против исламской республики.
Читайте также: Иран приперли к стенке?
Анкара поддержала действия Запада против Дамаска, даже способствовала формированию вооруженных сил сирийской оппозиции на своей территории, сделав ставку на курдов, два миллиона которых проживают также на территории Сирии. Однако против манипулирования соплеменниками из Анкары выступил глава курдской автономии Ирака Масуд Барзани. Он призвал сирийских курдов не выступать против Башара Асада. Попытки Турции использовать курдов в интересах Запада ранее вызвали резкую критику премьер-министра Ирака Нури аль-Малики. Начала вырисовываться линия Дамаск-Тегеран-Багдад. И, в случае развития противостояния в Сирии, помимо арабских монархий с одной стороны и Ирана с другой, в него могут быть вовлечены Турция и Ирак. Понятно, что в стороне не останется и Израиль. Иначе как апокалиптическим такой сценарий назвать, действительно, трудно.