Министерство образования Дагестана заставит пересдавать Единый государственный экзамен по русскому языку 20 школьников Кулинского района. Всего в республике зафиксировано 60 нарушений, хотя годом ранее не было ни одного. Но, увы, это не значит, что ответы больше никто не покупал и не списывал. Напротив, сборы денег за лояльность экзаменаторов, наблюдателей и даже проверяющих из Минобразования поставили на поток, и во время сдачи тестов завтрашние абитуриенты даже не стеснялись.
Как проходит ЕГЭ в Дагестане, можно увидеть воочию на пришедших оттуда после 27 мая видеороликах. Это записи на камеры телефонов, которых по правилам экзамена у школьников вообще не должно быть с собой. Девушки и юноши свободно перемещаются по классу, переписывают ответы с одних бланков на другие, используют мобильники и переговариваются между собой. Один единственный учитель в аудитории делает вид, что ничего противозаконного не происходит. Еще одно видео - из-за стен школы. Под окнами суетятся родители с вытянутыми вверх руками. В них зажаты телефоны - ловят волны блютуз с заданиями тестов. Решив их, передают по той же связи назад.
После парочки статей о нарушениях на ЕГЭ в Дагестане экзаменом заинтересовалась прокуратура. Начата проверка. Однако пока никаких вопиющих фактов надзорное ведомство не нашло. А вот министерство образования честно призналось в 60-ти нарушениях, выявленных на экзамене. В прошлом году не было ни одного. В этом году через день после сдачи тестов по русскому языку министр Артур Далгатов заявил: «Акты составлены на различных руководителей ППЭ. Кроме того, 20 работ учащихся Кулинского района аннулированы. Они будут пересдавать экзамен в резервные дни". Кроме того, по данным министра, два выпускника, сдававших ЕГЭ в селе Татаюрт Бабаюртовского района, опубликовали свои работы в интернете. За это с прошлого года в России школьникам аннулируют результаты и запрещают пересдавать в этом году. "Они в этом году аттестат не получат", - отметил Далгатов.
Мониторили ситуацию на дагестанских экзаменах специальные мобильные группы министерства образования республики, выезжавшие в районы, где ожидалось больше всего нарушений. Географию поездок было определить нетрудно. Дело в том, что накануне выпускных экзаменов из столицы республики в сельские школы начали массово переводиться одиннадцатиклассники. "По состоянию на 1 марта 2013 года, порядка 1507 выпускников, преимущественно, махачкалинцы, перевелись в районные школы. К примеру, в Карабудахкентский район перевелось 89 человек, из которых 80 - махачкалинцы. Левашинский район. Перевелось туда 60, а 54 из Махачкалы. Новолакский район. Перевелось 77, 73 из Махачкалы. И так далее", - рассказал министр. По данным директора регионального Центра обработки информации ЕГЭ Арсена Бакмаева, поменяли школу 40 процентов 11-классников города.
По словам Далгатова, дети туда ехали, потому что в Махачкале над экзаменами более жесткий контроль. Однако родители выпускников объясняют это иначе - в столице ставки на лояльность наблюдателей и на помощь учителей многократно выше, чем в сельской местности.
И присутствие мобильных групп Минобразования ситуацию в районах не исправило. Просто родителям пришлось платить чуть больше. "Господин министр, в Тарумовском районе с учеников собирают по 2000 рублей для ваших наблюдателей, - написал один из посетителей дагестанского форума. - Скажите сколько имеете вы лично с этого ?))) если не хватает мы добавим, только и вы посодействуйте, чтоб не снижали там баллы )))". Другой пользователь пишет уже о трех тысячах рублей: "Министр, ваши, так называемые мобильные группы в Табасаранском районе, успешно собирали с выпускника через посредников по 3 тысячи рублей. Это позор! В советское время, в Ставрополе мы, два человека из Хучнинской СШ, сдавали вступительные экзамены в политех. Удивлялись кругозору знаний по физике, хвалили Хучнинскую СШ! Это вдохновляло еще лучше учиться! А сейчас, знаний никаких! Позор!"
По другим сообщениям, в Дахадаевском районе республики брали по 5000 за готовые ответы. Столько же брали в другой школе Табасаранского района, где деньги собирали у ворот школы на виду у сотрудников полиции и прокуратуры. В Гунибском районе тарифы были пониже - всего лишь тысяча рублей с ученика - и никто из экзаменаторов нарушений не заметит. Деньги собирали еще до несколько дней до ЕГЭ и потом отправили их в Махчкалу. Далгатов, конечно, об этом ни сном, ни духом не ведал.
В Рутульском районе, как пишут родители выпускников на форумах, деньги для представителей республиканского Минобразования тоже собирали заранее, а на экзамене был "полный бардак". "За вынос деньги, за занос деньги, деньги, деньги и ещё раз деньги", - пишет пользователь.
"В Каспийской школе №6-полный беспредел ! Ученикам открыто разрешают пользоваться телефонами. Учителя сами предлагают им сфотографировать КИМ!", - жалуется некая Марина. "Ставки в Каспийске: 15 тысяч рублей за вынос здания с аудитории и обратный занос в аудиторию, 20 тысяч еще человеку, который будет решать вынесенное задание", - дополняет ее собеседник.
В Махачкале помощь сдающему стоила бы намного выше. Как рассказала PublicPost мать ученика, переведшегося в Хасавюрт, Патимат Алхасова, в республиканской столице за вынос работы берут до 15 тысяч рублей, а за возврат в класс 20-25 тысяч. И еще надо оплатить услуги репетиторов, учителей и студентов, которые будут отвечать на тесты. По русскому языку ставки щадящие - 15-20 тысяч рублей. А вот самый дорогой предмет - химия - стоит уже 60 тысяч рублей.
Способных учеников в Дагестане специально не валят, но они все равно перестраховываются, потому что не хотят случайно оказаться с балами ниже, чем у двоечников, оплативших ЕГЭ. И так по всем республикам Северного Кавказа. Подобное есть и в других республиках. В Северной Осетии, например, экзамен по одному предмету стоит от 15 до 50 тысяч рублей. Бланки вносят и выносят заполненные. В Адыгее никто не запрещает пользоваться телефонами. В Ингушетии, по словам лидера местного отделения партии "Яблоко" Дауда Гаракоева, за сдачу ЕГЭ по русскому языку родители платят от 40 до 80 тысяч рублей.
А потом вся эта масса кавказских стобальников едет в Москву занимать места в вузах, куда бы могли попасть не списывавшие дети из других регионов России. Хотя, идеализировать остальных российских школьников тоже не стоит. Списывали дети по всей стране и с обычных шпаргалок, и из интернета в телефоне, и даже с часов со специальным программным обеспечением. На службе у сдающих и другие достижения техники - смартфоны и микронаушники. Некоторые покупали с рук готовые ответы накануне экзамена, другие нашли слив в социальных сетях от дальневосточных школьников.
Отличие лишь в том, что в Дагестане списывают и передают бланки наружу почти в открытую, так как уплачено всем взрослым участникам процесса, а в других регионах России дети хитрят, прячутся с телефонами в туалете, незаметно подглядывают в шпаргалки. При этом списывающий ребенок рискует остаться в этом году без аттестата. Так, некоторых населенных пунктах Белгородской области были удалены с экзамена школьники с телефонами, а их работы аннулированы. Да и купленные заранее ответы могут не сойтись с правильными.
В прошлые годы Министерство образования России перепроверяло все стобальные работы по ЕГЭ. Но теперь те, кто не способен сам сдать экзамен, просто не будут гнаться за 100 баллами. Так что вычислить списывавших будет невозможно.