Парламентская ассамблея Совета Европы накануне приняла резолюцию "Война между Грузией и Россией: год спустя". Как сообщает большинство СМИ - и российские, и западные, и грузинские, парламентарии от ЕС достаточно строго отнеслись к России. Действительно ли это так и какова роль европейского сообщества в урегулировании грузино-российского противостояния? Это корреспондент GeorgiaTimes выяснял у грузинских и российских экспертов.
Встрече в ПАСЕ предшествовали бурные дебаты. Грузия настаивала на лишении России права голоса в этой организации. Россия грозилась хлопнуть дверью и покинуть ассамблею ЕС, если парламентарии пойдут на поводу у Тбилиси.
Европейцы выбрали из двух зол меньшее. Комиссия ПАСЕ по мониторингу не поддержала идею лишить российскую делегацию права голоса, но принятая по результатам обсуждения доклада Люка Ван ден Бранде и Матиаса Йорша резолюция достаточно жесткая по отношению к России. Текст сегодня подробно цитируют информационные агентства.
Как передает "Интерфакс", в документе отмечается серьезная озабоченность "сохраняющимся напряжением и провокациями вдоль административных границ Южной Осетии и Абхазии, которые могут лишь дестабилизировать регион в целом".
Члены ПАСЕ осудили то, что Россия и власти Южной Осетии и Абхазии по-прежнему отказываются разрешить наблюдателям Евросоюза доступ в эти регионы. Заодно осуждается закрытие миссии наблюдателей ООН в Грузии, наложенное Россией вето в Совете Безопасности ООН.
Как сообщает радиостанция «Свобода», наблюдатели предсказывают, что вопрос о лишении российской делегации полномочий вполне может вновь возникнуть на очередной сессии ПАСЕ.
Скажем, депутаты европейского парламента потребовали до конца года пустить наблюдателей в Абхазию и Южную Осетию. Российский МИД уже заявил, что резолюция ПАСЕ не отражает новой действительности на Кавказе.
Дело в том, что после августа 2008 года международное право как таковое столкнулось с реалиями XXI века. Одни считают, что признание независимости Косово положило начало неминуемому распада других государств, что требует и пересмотра многих правовых актов международного значения. Другие не считают ситуацию на Балканах прецедентом и апеллируют к едва сохраняющимся основам международного права.
В случае с Грузией международные организации руководствуются принципом территориальной целостности этой страны. Россия, которая после августовских событий признала независимость Абхазии и Южной Осетии, апеллирует к договорам о признании независимости.
Возможен ли в таком случае некий компромисс не только между Россией и Грузией, но и между Россией и европейскими организациями уровня ЕС, как представителями разных законодательных парадигм?
Что думают об этом в Тбилиси, где используют любую возможность для дискредитации России на международной арене? Грузинский политолог Паата Закареишвили в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes отметил:
- Россия требует учесть новые реалии. При этом Россия не хочет признавать, что у европейского сообщества тоже есть право отстаивать основы международного права. При таком раскладе ситуация останется прежней - страны ЕС никогда не признают независимость Абхазии и Южной Осетии. Россия будет периодически настаивать на законности своей позиции. Сам текст резолюции вполне взвешен.
Это, по словам политолога, касается и выдвинутых ПАСЕ требований по отношению к Москве и решения не лишать ее права голоса в этой организации.
«Если Россию изолировать и лишить права голоса в ПАСЕ, она станет еще болеенепредсказуемой. Так что европейцы придерживаются позиции, что уж лучше какой-нибудь диалог, чем разобидевшиеся российские политики», - отметил Закареишвили