Мировому сообществу не дают покоя конфликты на Южном Кавказе. Учитывая, что они были развязаны не без подстрекательства Запада, странно, что сейчас Вашингтон и его союзники не знают, как разгрести кашу, заваренную ими самими. Одни предлагают разные варианты выхода из ситуации - от изучения генезиса этнополитических конфликтов в Закавказье всем миром до устранения США и Европы из региона. Но согласятся ли они, чтобы Россия разрубила этот гордиев узел?
Фонд Карнеги вновь созвал в Вашингтоне конференцию, посвященную проблемам Южного Кавказа. На сей раз у нее немудреное название - "Двадцать лет независимости". Магическая цифра прямо не дает покоя западному миру, который, видимо, полагает, что этот срок - некий Рубикон, перейти который просто необходимо. А уж тогда и яблони на Марсе зацветут. Эксперты обсудили экономические реформы и их эффективность после обретения суверенитета от советской метрополии. Эксперты предложили сравнить потенциал Армении, Грузии и Азербайджана с восточноевропейскими республиками, входящими сегодня в состав Евросоюза.
Этот пример очень неудачный, учитывая, что периферийные государства в Европе испытывают серьезное давление со стороны Германии и Франции, чьи налогоплательщики за свой счет кормят расслабившихся греков, итальянцев и ирландец. Очевидно, что такой сценарий очень по душе Грузии, ведь она давно известна как край безграничной лени и неги. Однако в будущем за такой подарок придется заплатить, но зачем грузинским властям думать об этом сегодня, когда они, как американская литературная героиня, могут сделать это завтра. МВФ, выдающий валютные транши направо и налево, четко бдит, чтобы его рекомендации по реформам были исполнены вплоть до последней запятой.
Читайте также: Мишико вознесся над Кавказом
Но несмотря на то что мировое сообщество продолжает твердить о мире на Кавказе, до него далеко почти так же, как до Луны. Так как играть на экономике оказалось Западу не по силам, он принялся дергать за более действенные рычаги - этнополитические конфликты. При разделе территорий в Советской России после распада империи осталось слишком много недовольных не только за пределами региона, но и внутри него. Нахичевань, Карабах, Абхазия и Южная Осетия - сегодня эти очаги являются взрывоопасными для всей Европы, которая и так находится между молотом и наковальней.
С одной стороны ее прессует Россия, проводящая политику экономической экспансии, с другой - Соединенные Штаты, которые время от времени пугают континентальное сообщество некими "внешними врагами". По их уверениям, Иран, Турция и Ирак постоянно угрожают маленькому и беззащитному ЕС. И что ему остается делать? Разумеется, молча смотреть, как американцы устанавливают на его территории элементы своей противоракетной обороны - якобы для общей безопасности. В свою очередь, Москва не собирается решать эту проблему прямой конфронтацией. Она просто ловко консолидирует вокруг себя партнеров по постсоветскому пространству, не оставляя европейцам места для маневра в экономике. Сейчас, когда финансовый кризис грозит расплющить континентальное сообщество, играть в опасные геополитические игры Брюсселю как-то не с руки.
Читайте по теме: Эксперты объединят Кавказ
Таким образом, вариантов урегулирования конфликтов на Кавказе немного. Один из них - это полное самоустранение Европы и Соединенных Штатов из региона. Сегодня Россия - единственная, кто может оказать влияние на Армению, чтобы та приняла решение, удовлетворяющее запросы Москвы. Поэтому отдать в руки Кремля все нити, связывающие конфликт между азербайджанцами и армянами, было бы правильно с точки зрения международной безопасности. Но это никак не сходится с интересами Вашингтона, который вновь оказывается на вторых ролях в постепенно поднимающихся регионах - Азии и Закавказье. Тем более что Тбилиси продолжает постигать азы мистификации и самообмана в своей политике по отношению к Абхазии и Южной Осетии, где российская монополия в экономике с момента признания суверенитета этих республик удвоилась. А попытка Грузии изолировать их от международного влияния только способствует еще большему отторжению Сухума и Цхинвала.
Но готовы ли Брюссель и Вашингтон вложить в российские руки судьбу Кавказа? Сдается, что иного выхода у них попросту нет, хотя бы потому, что гражданские инициативы и лоббирование интересов через социальное поле приносят гораздо больше результатов, нежели "мягкая сила" или "челночная" дипломатия. Пока только Москва успешно использует эти инструменты в столь неспокойном регионе.