Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Олимпийский огонь как индикатор безопасности
31 января 2014 17:57 Пятница
Олимпийский огонь как индикатор безопасности. 22053.jpeg

Олимпийский огонь путешествует по Северному Кавказу в экстремальных условиях. Осложняет проведение эстафеты не только природная стихия, но и террористическая активность. Из-за этого маршрут почти во всех республиках был сокращен до минимума, а кое-где ограничился церемонией на стадионе. Если судить по уровню предпринятых мер безопасности, то Чечню и Ингушетию стоит признать самыми спокойными, а Дагестан и, как ни странно, Северную Осетию самыми тревожными регионами Северо-Кавказского федерального округа.

Олимпийский огонь прошел уже по всем субъектам СКФО и слегка задержался на Эльбрусе. Сегодня два кабардино-балкарских альпиниста — покорители Эвереста Абдул-Халим Ольмезов и Карина Мезова поднимают факел на высшую точку Европы — западную вершину, которая возвышается над уровнем моря на 5 642 метра. Завтра они достигнут цели, если позволит погода. Уже на высоте четырех с половиной километров начинается пурга, а температура достигает минус 55 градусов. Альпинисты говорят, что выдержать удар стихии они способны, а вот аппаратура — вряд ли.

Необычный для Северного Кавказа мороз и ветер сопровождали олимпийский огонь по всем республикам, что не мешало ему собирать тысячи зрителей. Но это было не единственным препятствием на пути факелоносцев. За месяц до эстафеты стало известно, что маршрут следования огня в субъектах СКФО сокращается из соображений безопасности. Свободно по улицам он проследовал только в Ставропольском крае, Чечне и Ингушетии. Остальные республики перестраховались и ограничились мероприятиями на стадионах.

В Пятигорске и Ставрополе эстафета прошла 23 и 24 января, после чего отправилась в Калмыкию. В краевом центре вместо 52 километров участники пробежали всего 14, причем 100 человек из-за сокращения пути лишились почетного права нести огонь Прометея. Правда, в качестве компенсации они могли это сделать в других регионах страны. Ставрополь в этот день превратился в сплошную автомобильную пробку, а младшие школьники не учились. Зато любой горожанин мог посмотреть на казачью встречу олимпийского факела, чем многие и воспользовались.

Ученица четвертого класса Софья Иванова пошла туда потому, что "больше такого не будет, наверно, чтобы в Ставрополе был олимпийский огонь". "Мне понравилось. Только замерзла немножечко. Очень красиво смотрелось, как на огонь падали снежинки и сгорали", — поделилась она впечатлениями с корреспондентом BigCaucasus.

После Калмыкии и Астрахани огонь вернулся на Северный Кавказ. 27 января дагестанцы встретили его в аэропорту Махачкалы и отправили на стадион "Анжи-Арена" в Каспийске. Туда организованно свезли детей и молодежь. Простым желающим попасть на стадион было непросто. Для этого требовался специальный пропуск. На каждом шагу стояли полицейские посты, проверявшие документы.

Первоначально планировалось, что факел по улицам Махачкалы к центральной площади столицы пронесут 270 дагестанских спортсменов. Маршрут их следования должен был составить 42 километра. Но ФСБ и МВД настояли на закрытом мероприятии. Факелоносцев осталось всего 67, а остальным предложили поехать в другие регионы.

Болельщик футбольного клуба "Анжи" Эльдар Шакиев на эстафету не попал. "Попасть хотел, потому что такое происходит единственный раз, может быть, за всю жизнь. Но, к сожалению, в этот день я работал, — рассказал он корреспонденту BigCaucasus. — Сотрудник моего института ходил, он прямо с олимпийским огнем бежал. Ему сильно понравилось. Был и неприятный случай. Так как маршрут у нас сократили и количество участников, которые должны были бежать, тоже, один мой знакомый парень не смог пробежать и был этим сильно огорчен. Поехать в другой регион России он не мог, потому что работает".

В этот же день, 27 января, факел был доставлен на вертолете в Карачаево-Черкесию, где зажгли свою чашу огня XXII зимних Олимпийских игр 2014 года. Первоначально планировалось, что мероприятия пройдут и в Архызе, и в Домбае, но потом ограничились стадионом "Нарт" в Черкесске.

Старший тренер по тхэквондо Мурат Хачуков из Черкесска сам на церемонию встречи олимпийского огня не попал, а вот друзья его вернулись с нее с хорошими впечатлениями. "На веку такое один раз можно увидеть. Немного погода омрачила праздник, холодно было", — отметил он в разговоре с корреспондентом BigCaucasus. Попасть на стадион, по его словам, могли все, хотя вещи тщательно досматривали. Зрители, в основном молодежь, заполнили все трибуны.

Затем огонь отправился в Грозный. Там маршрут тоже был сокращен больше чем вдвое — с 34 до 16 километров, но зато факелоносцы бежали прямо по улицам, а не только на стадионе "Ахмат-Арена". Как сообщили потом местные СМИ, оргкомитет Сочи-2014 ни в одном другом субъекте РФ не встречал такой абсолютной готовности. Город был украшен олимпийской символикой, маршрут расписан по минутам, участники строго определены. Кстати, среди них было несколько спортсменов-бородачей, фотографиями которых потом глава Чечни Рамзан Кадыров опроверг слухи о запрете на ношение бород в республике.

Тогда же, 28 января, эстафета прошла по центральным улицам столицы Ингушетии. Это единственная республика, где маршрут сокращен не был, хотя он изначально планировался всего лишь на два километра, начиная от "Башни Согласия", на вершине которой его зажег олимпийский чемпион по боксу 2008 года Рахим Чахкиев.

Секретарь президиума Федерации спортивной борьбы Ингушетии Тимур Гасаев сам на встречу олимпийского огня не пошел, но впечатления коллег слышал. "Студенты были недовольны, что их туда согнали по холоду. Но в организационном плане все было сделано хорошо. Прошло без инцидентов. И оригинальность была — на башне зажгли, концерт был, весело было", — передал он впечатления друзей корреспонденту BigCaucasus. Сам он особой гордости от присутствия олимпийского огня в республике не испытывал. "Я не понимаю, почему столько внимания этому уделяется, — признался наш собеседник. — Если бы это были какие-то соревнования, или если бы мы были избранным регионом. А так по всем субъектам России идет эстафета. У меня нет никакой гордости. Я наоборот недоволен. В этот день в Магасе многие не работали. Перекрывали дороги в целях безопасности. Хотя у нас здесь спокойно. Около пяти тысяч зрителей вдоль дороги стояли. Силовиков особо замечено не было. У нас на таких спортивных мероприятиях не принято нехорошие вещи делать".

30 января эстафету подхватил Владикавказ и, хотя Северная Осетия считается довольно спокойным, в большинстве своем православным регионом, там передвижения факелоносцев по улицам тоже не было. Церемония состоялась на стадионе "Спартак", который окружали бэтээры. За несколько дней до мероприятия, по словам жителей ближайших домов, на улицах прилегающих кварталов рабочие в целях безопасности заварили даже канализационные люки.

"Оказывается, в Ингушетии безопаснее, чем у нас, — написал в своем блоге осетинский журналист Алик Пухаев по итогам встречи олимпийского огня. — В России только два опасных для жизни региона — Осетия и Дагестан. Вот так вот. По мне — так это позор".

С этим мнением солидарен и глава североосетинского парламента Станислав Кесаев. "Праздник был, но праздник не состоялся. Если мы говорим о том, что Северная Осетия — одна из самых безопасных республик в плане террора, то почему мы позволяем себе в целях обеспечения безопасности перемещать это долгожданное событие за стены стадиона?", — заявил он на заседании законодательного органа.

Другим осетинам было жалко детишек, которых по морозу и гололеду привезли из Моздока. Третьих не устраивали пробки в районе стадиона. "И ради чего? Чтобы выяснилось, что бежать с факелом по Грозному или по Магасу безопаснее, чем по Владикавказу", — возмущались жители.

Бэтээры действительно больше нигде, кроме Дагестана, олимпийский огонь не защищали. Но эстафета на стадионах почти везде заменила пробег по улицам. В Нальчике, куда огонь был доставлен вчера во второй половине дня, тоже мероприятие прошло на стадионе "Спартак". Факел встречали флэшмобом: несколько сотен молодых людей выстроились в форме пяти олимпийских колец.

"Хотелось бы, чтобы была эстафета по городу, — признался в комментарии BigCaucasus футболист команды "Спартак-дубль" Альберт Кожаев. — Но все равно я горжусь тем, что у нас в республике побывал олимпийский огонь".

Эффект передачи огня по всем регионам России с их уникальными и экстремальными особенностями изначально был рассчитан на мировое сообщество. Оно действительно поразилось и моржам с факелом на Енисее, и доставкой факела в космос, и эстафетой в глубинах Байкала, а теперь еще должно удивиться и смелости кабардино-балкарских факелоносцев на Эльбрусе. Но вряд ли к приятным сюрпризам для иностранцев относится преодоление террористической опасности на Северном Кавказе во время проведения эстафеты. Если уж власти хотели показать, что здесь спокойно и тихо, то маршруты и участников сокращать было нельзя. Теперь же все увидели, что олимпийский огонь приходится прятать от террористов за постами с бэтээрами и за стенами стадионов.

Светлана Болотникова

топ видео
новости региона