Процедура передачи домов чеченцам в будущем Ауховском районе Дагестана - ныне Новолакском - осложняется двумя нерешенными вопросами: какой конкретно чеченской семье должен перейти оставляемый лакцами дом и когда именно лакская семья обязана освободить жилплощадь. Известный эксперт по Северному Кавказу Константин Казенин анализирует процесс восстановления Ауховского района. На его взгляд, само по себе создание новой административной единицы не снимет с повестки дня наиболее острые вопросы.
Ситуация вокруг Новолакского района Дагестана сейчас развивается без "революционных" скачков: идет постепенное переселение лакцев на земли, примыкающие с севера к Махачкале - туда, куда по решению Третьего съезда народных депутатов Дагестана должен быть перенесен и сам Новолакский район (местность, куда идет переселение, лакцы обычно называют "Новострой"). Таким образом осуществляется "второе переселение" потомков жителей примерно 30 лакских сел, которые в 1944 году были насильственно переселены на земли, освободившиеся в результате депортации дагестанских чеченцев (на землях, куда лакцев переселили в 1944 году, тогда и был образован Новолакский район в его нынешних границах). Чеченцы также постепенно возвращаются в те села Новолака, где они жили до депортации 1944 года. На данный момент всего два лакских села - Ахар и Шушия - полностью переселились в Новострой, на их месте в Новолакском районе восстановлены села с чеченскими названиями и полностью чеченским составом населения. Одна из причин низких темпов переселения лакцев - медленный ход строительства домов и особенно создания инфраструктурных объектов в Новострое.
Дата восстановления Ауховского района - так район назывался на момент чеченской депортации - до сих пор неясна. В декабре 2012 года Магомедсалам Магомедов, занимавший тогда пост президента Дагестана, заявил, что на решение вопросов, связанных с восстановлением района, потребуется еще два года. Это заявление вызвало протестные выступления чеченской молодежи в годовщину депортации 23 февраля 2013 года. Правда, свои претензии они уже должны были адресовать Рамазану Абдулатипову, ставшему временно исполняющим обязанности президента Дагестана за месяц до этого. Какой-либо ясной "дорожной карты" по решению новолакского вопроса новые власти Дагестана пока также не предложили.
Хотя процесс передачи домов чеченскому населению регламентируется более двадцатью постановлениями и распоряжениями правительства Дагестана, имеется два круга вопросов, никак этими документами не регулируемых. Во многом именно ситуация вокруг решения этих вопросов осложняет сегодня общее положение в районе.
Во-первых, это решение вопроса о том, какой именно чеченской семье должен перейти оставляемый лакцами дом. Очевидно, что у хозяина, принужденного оставить дом в 1944 году, в наши дни может быть (и чаще всего реально есть) несколько наследников. Списки лиц, которым должны быть предоставлены оставляемые лакцами дома, составляет чеченский Оргкомитет по восстановлению Ауховского района. Фактически эту работу, как правило, делают ответственные заместители глав сел ("чеченский" замглавы есть почти в каждом селе района). Однако нередко между претендентами на дома случаются споры. В ходе их решения задействуются традиционные системы регулирования: за решением спорного вопроса обращаются к совету старейшин чеченской общины села, к имаму мечети. Местные чиновники, впрочем, свидетельствуют, что такие меры не всегда ведут к примирению сторон.
Во-вторых, как это ни странно, на практике государственные акты никак не регулируют то, когда именно лакской семье, получающей дом в Новострое, надлежит освободить дом в Новолакском районе. Несмотря на фактически идущее переселение в Новострой, семьи, получающие там дома, пока не получают стандартных правоустанавливающих документов на них. Кроме того, часто случается, что, получив право на заселение в дом в Новострое, лакская семья не считает возможным туда переезжать из-за неготовности там объектов социальной инфраструктуры, незавершенности строительных работ в самом доме и т.д. Вместе с тем постоянное затягивание переселения из-за проблем в Новострое чревато конфликтами. На данный момент темпы переселения лакцев из сел Новолакского района крайне неоднородны и, по-видимому, определяются тем балансом взаимоотношений и влияния лакской и чеченской общин, который установился в конкретном селе.
О том, что переселение лакцев из сел Новолакского района идет разными темпами, говорит, в частности, разница в удельном весе чеченцев среди учеников общеобразовательных школ. По состоянию на 2012/2013 учебный год, в селе Новочуртах Новолакского района имелись две средние школы, в которых чеченцы в общей сложности составляли 36% от 458 учащихся. В селе Новокули среднюю школу посещало 225 детей, из них чеченцы составляли всего 8,8%. В селе Дучи из 166 учеников чеченцы составляли 92%.
Интересно, что судьба земель сельхозназначения, в том числе участков, выдаваемых сельскими администрациями гражданам, в процессе переселения не вызывает каких-либо конфликтов, хотя нормативными актами дагестанского правительства этот процесс прописан гораздо менее четко, чем процесс передачи домов. По-видимому, сельхозземли, в отличие от домостроений и участков под них, не рассматриваются как значимый актив большинством настоящих и будущих жителей района, основная масса которых работает на рынках близлежащего города Хасавюрт.
Отдельный вопрос касается сел, в которых есть аварское население. Аварские общественники района предлагают сейчас варианты учета интересов своих общин на муниципальном уровне. Сюда же примыкает и проблема сел Ленинаул и Калининаул, которые сейчас относятся к соседнему Казбековскому району, но в 1944 году входили в Ауховский район (под другими названиями). В этих селах совместно проживают аварцы и чеченцы, общая численность населения двух сел превышает десять тысяч человек. Обе этнические группы этих двух сел в постсоветское время получали земли под застройку, и покидать села никто не собирается. Включение Ленинаула и Калининаула в восстанавливаемый Ауховский район - политический вопрос, но оно повлияет и на этнические пропорции в будущем районе.
Само по себе восстановление Ауховского района не будет означать решения всех стоящих там проблем. Под новым названием район по-прежнему будет полиэтничным, и от администрации нового района потребуется большой политический опыт как для организации сбалансированной системы местного самоуправления, так и для решения многих вопросов, связанных с собственностью. Наивно думать, что все эти вопросы удастся разрешить в самое ближайшее время".
Константин Казенин,
старший научный сотрудник Института Гайдара, редактор по Северному Кавказу ИА REGNUM
P.S.: Доклад был прочитан 19 мая, в ходе "круглого стола" "Северный Кавказ: механизмы и риски земельной реформы", организованного "Российским конгрессом народов Кавказа" совместно с "Кавказским центром проектных решений" при поддержке департамента по национальной политике Администрации президента РФ.