Африканская чума свиней поразила не только сельское и охотничье хозяйство Юга России, но и внешнюю политику. Министерство иностранных дел, имея в виду пришедших из Грузии в 2007 году зараженных кабанов, напомнило США об их бактериологических лабораториях. Но фермеры и охотники считают, что урон экономике наносят сами российские чиновники, отравляя диких кабанов и сжигая все поголовье свиней в округе, кроме содержащихся в крупных животноводческих комплексах.
Про кабанов из Грузии, которые по горным перевалам перебрались на Северный Кавказ и принесли туда африканскую чуму свиней (АЧС), главный санитарный врач России Геннадий Онищенко рассказывал еще на пике российско-грузинской неприязни в 2008 году. С тех пор отношения с закавказской страной улучшились, «Боржоми» вернулось на российский рынок, но грузинские кабаны так и остались ответственными за обширную эпидемию этой болезни на Юге России с точечным проникновением в северные регионы страны.
Недавно наш МИД выступил с претензиями к США по поводу отсутствия документации о том, как американцы используют свои секретные бактериологические лаборатории, а они есть в Одессе и в Грузии. Геннадий Онищенко тоже в очередной раз заявил, что всякие вирусы, типа АЧС, менингита и ящура, запускаются на территорию страны целенаправленно. Но никто так и не смог объяснить, как американцы с грузинами заставили зараженных кабанов бежать на своих коротеньких окорочках на север и почему от АЧС пострадали и грузинские свиноводы.
На территории России случаи гибели диких кабанов от чумы были единичными и далекими от мест, где вирус поражал домашнее или фермерское поголовье свиней. Экологи обращали внимание, что плотность расселения дикого кабана на Кавказе не дает повода подозревать это животное в распространении эпидемии. Тем не менее в прошлом году Краснодарские власти провели против диких кабанов "профилактические меры", в результате которых популяция этих животных сократилась в 10 раз. Попросту говоря, кабанам подсыпали отравленный корм. А чтобы оправдать "экоцид", погибшим приписывали вирус АЧС. Между тем источник BigCaucasus в адыгейском МЧС сообщил, что экспертиза нескольких партий павших животных опровергла версию об их заболевании, но была строго засекречена, а ознакомившиеся с ней вынуждены молчать под угрозой увольнения.
В связи с ликвидацией диких кабанов в 2012 году Экологическая вахта по Северному Кавказу обращалась в прокуратуру Краснодарского края. Проверка надзорного ведомства показала, что варварские методы регулирования численности прописаны в специальной краевой программе, рассказал BigCaucasus член Эковахты Дмитрий Шевченко. "Уничтожение кабанов осуществлялось в рамках краевой программы по противодействию африканской чуме свиней. Там есть такой пункт - "Снижение численности дикого кабана". То есть они это делали вполне официально, за бюджетные деньги, - отметил он. - Гибли и другие виды животных, которые ели это зерно - фазаны, куропатки. Травили кабана и на особо охраняемых природных территориях - в Кавказском заповеднике, в Приазовском заказнике, в Сочинском национальном парке, и на территории водно-болотных угодий в дельте Кубани. Можно сказать, что теперь популяция дикого кабана на территории края практически истреблена, встречаются только отдельные особи. Сейчас уже не травят, поскольку травить некого".
Эковахта считает, что ситуация вокруг АЧС искусственно раздувается чиновниками с целью "распила" средств на противоэпизоотические мероприятия и в интересах крупных холдингов. "Заболевание есть, но оно не принимает такие масштабы, о которых говорят чиновники. Это локальные вещи и никакой эпидемии нет, - утверждает Дмитрий Шевченко. - Просто под предлогом профилактики уничтожают домашних свиней и диких кабанов, хотя они никакого отношения к распространению этого заболевания не имеют, так как не контактируют с домашними свиньями. Некоторые воспользовались этим для решения своих корыстных целей, для устранения конкурентов в сфере свиноводства".
В то же время наш собеседник признал, что сейчас, в связи с изменениями климата, старые заболевания животных быстрее распространяются и возникают новые. "Все это естественные процессы. Но если вы боретесь с африканской чумой свиней, боритесь с нею на уровне свиноферм - следите за санитарным состоянием этих объектов, устраивайте карантин. Причем тут дикие кабаны, зачем выжигать тысячи гектаров сухого камыша, как делали в прошлом году, чтобы сжечь трупы кабанов. Какое отношение к заболеванию имеет уничтожение природной среды диких животных?" - возмущается Шевченко.
Позиция экологов вчера получила подкрепление от Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России, которая обеспокоилась предложением вице-премьера Аркадия Дворковича запретить разведение и содержание свиней в личных подсобных хозяйствах и на небольших фермах. Организация отмечает, что вирус по стране переносят не животные, а люди и транспорт, поэтому ликвидация животных ничего не даст. "Уничтожение малого свиноводства под благовидным предлогом борьбы с АЧС - это циничное уничтожение конкурента. Монопольное положение крупных свинокомплексов позволит им жестче диктовать условия", - заявила АККОР в обращении к президенту России. Фермеры поясняют, что за последний год цены на свинину в стране упали на 35 процентов, и снизили рентабельность крупных производителей.
В каждом регионе России, куда добралась чума свиней, фермеры вычисляют местных выгодоприобретателей от ликвидации поголовья в мелких хозяйствах. В Краснодарском крае нехорошая слава идет про холдинг "Агрокомплекс", принадлежащий отцу губернатора Александра Ткачева. За все время распространения чумы только одна из ферм холдинга была задета африканской чумой. В Воронежской области причиной разорения свиноводов называют проект АПК «Агроэко» и группы «Разгуляй» по строительству в Воронежской области животноводческого комплекса мощностью 100 тыс. тонн свинины в год. Жители одного из воронежских поселков, Нижнего Мамона, сообщают, что ветслужбы и полиция врываются в подворья, усыпляют здоровых животных снотворным и сложенные в кучи туши поджигают, а проснувшиеся горящие хрюшки потом носятся по полю. Это зрелище очень хорошо иллюстрируют российской колорит борьбы с вирусом - бессмысленной и беспощадной. Из-за неразборчивого уничтожения животных в профилактических целях экономике России уже нанесен урон в 30 миллиардов рублей, а чума так и не остановлена.