Намерения России укреплять стратегические наступательные вооружения в ответ на ЕвроПРО находящийся в Вильнюсе с официальным визитом генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен считает мерой против вымышленного врага и пустой тратой финансовых ресурсов.
"Конечно, подобные заявления России вызывают обеспокоенность союзников по НАТО. Кроме того, я отметил бы, что это пустая трата финансовых ресурсов России, поскольку усиление военного наступательного вооружения направлено против искусственно созданного врага, против врага, который не существует", - сказал Расмуссен на пресс-конференции в четверг после встречи с президентом Литвы Далей Грибаускайте.
По мнению руководителя НАТО, целесообразнее эти деньги было бы использовать для развития российской экономики. "Всем было бы спокойнее, если бы НАТО и Россия сотрудничали", - отметил Расмуссен.
Партнерство России и НАТО, по его словам, основывается на Основополагающем акте о взаимоотношениях, подписанном еще в 1997 году, в котором отмечается неприменение силы против друг друга.
"Это было заявлено 15 лет назад, и нет никакого смысла укреплять вооруженные силы в Калининградской области. Поэтому я призываю Россию принять новую реальность. Мы не враги, мы должны быть партнерами и должны мирно сотрудничать", - сказал генсек альянса.
Грибаускайте, в свою очередь, заявила, что Литва поддерживает позицию НАТО. "Такие действия не повышают доверие между НАТО и Россией, а наоборот. После Лиссабона мы стремимся и будем стремиться к тому, чтобы общие угрозы как НАТО, так и России, связанные с изменяющейся международной ситуацией, приводили к повышению доверия между НАТО и Россией", - сказала президент Литвы. Она призвала Москву быть открытой к диалогу, видеть новые угрозы и реалии и ориентироваться на "разумную оборону", передает РИА Новости.
Ранее первый заместитель госсекретаря США Уильям Бернс, приехавший в Россию, заявил, что США не могут ограничивать систему ПРО юридически обязывающими рамками, однако готовы "закрепить на бумаге", что она не представляет угрозу для России.
В интервью газете "Коммерсантъ" первый заместитель госсекретаря США по политическим вопросам изложил позицию американской администрации в вопросе сотрудничества в сфере противоракетной обороны с Россией.
"Президент (Барак) Обама не раз говорил, что США тверды в намерении найти взаимоприемлемый подход к сотрудничеству в сфере ПРО с Россией. Мы полагаем, что такое сотрудничество способно укрепить безопасность США, наших союзников в Европе и России. Президент Обама также дал понять, что мы не сможем ограничить систему ПРО США и НАТО юридически обязывающими рамками. Однако он не раз подчеркивал, что усилия США и НАТО в сфере ПРО не направлены и не могут представлять угрозу для стратегических сил ядерного сдерживания РФ. И мы готовы закрепить это на бумаге", - сказал Бернс.
"НАТО и Россия готовятся возобновить совместные учения "ПРО - театр военных действий". Мы продолжаем искать рамки для более широкого сотрудничества в этой сфере. Наша цель состоит в том, чтобы соединить наши потенциалы, дабы противостоять общим угрозам, представляющим опасность как для Европы, так и для России", добавил он, пишут Дни.ру.
"Я думаю, что это еще одно очень важное свидетельство нашей открытости и нашего стремления дать максимальные гарантии, на которые мы можем пойти в данном вопросе", - подчеркнул первый заместитель госсекретаря США, комментируя высказывания, что это совсем не то, чего добивается Россия, требуя юридически обязывающих гарантий.
Планы США создать систему противоракетной обороны, которая надежно бы защитила их территорию от баллистических ракет, являются одной из главных проблем в российско-американских отношениях. В настоящее время США имеют два стратегических района ПРО на своей территории - на Аляске и в Калифорнии. Россия имеет один позиционный район стратегической ПРО - в районе Москвы. Теперь США планируют создать так называемый третий позиционный район ПРО - в Европе. Фактически это означает создание глобальной системы ПРО и может изменить баланс сил в мире.
Президент РФ Дмитрий Медведев в ноябре прошлого года огласил комплекс мер военно-технического и дипломатического характера, которыми РФ ответит на развертывание системы ПРО в Европе.