Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев делает недружественные выпады в отношении российской военной базы в Канте, тогда как заявления о закрытии американской базы Манас делаются в таком тоне, словно США ждут иные преференции, заявил в опубликованном в среду интервью газете "Литер" экс-глава республики Аскар Акаев.
"Жесткие заявления Атамбаева о ее закрытии (американской военной базы в Манасе) в 2014 году в связи с истечением срока контракта делаются в тоне, который можно трактовать как возможность для Вашингтона заполучить иные, не менее выгодные варианты", - сказал Акаев в интервью казахстанской газете "Литер", опубликованном в среду.
"Не скрою, что меня в высшей степени возмутили некорректные и недружественные заявления Атамбаева о российской военной базе в Канте", - добавил он.
Акаев напомнил, что, будучи президентом Киргизии, в 2003 году он был инициатором ее создания и подписал вместе с президентом России Владимиром Путиным соглашение о ее открытии и условиях функционирования.
"Следует отметить, что база в Канте является авиационной компонентой Коллективных сил обороны ОДКБ. У меня никогда не было замечаний в адрес России относительно соблюдения взятых Москвой обязательств", - заметил он.
"На фоне весомой финансовой помощи, которую Россия оказывала Кыргызстану до и после 2005 года, атамбаевские претензии в адрес Кремля выглядят мелкотравчатыми, идущими вразрез с союзническими, дружественными отношениями наших стран и народов", - сказал он.
"Создается впечатление, что Алмазбек Атамбаев поет чужим голосом, кем-то науськивается (...). Крайне циничными и лживыми я рассматриваю и заявления Атамбаева о подрывных действиях иностранных (имеется в виду российских и казахстанских) спецслужб в отношении Кыргызстана. На чью-то внешнюю потребу вбивается клин в отношения между братскими странами и народами?" - задался вопросом Акаев, передает "Интерфакс".
Напомним, что в конце февраля президент Киргизии, находясь с визитом в РФ, выступил с претензиями по поводу дислоцированной в республике российской базы. Он обвинил российскую сторону в невнесении арендной платы, а также дал понять, что данный военный объект Киргизии вообще не нужен. Россия вскоре после этого покрыла долг за аренду в размере примерно 15 миллионов долларов. Однако Киргизии при этом напомнили, что ее долг перед РФ составляет гораздо большую сумму (по данным пресс-службы президента РФ на февраль 2012 года, задолженность Киргизии перед РФ составляет 493 миллиона долларов).
Тем временем, получил продолжение конфликт между Россией и Киргизией по поводу акций киргизского торпедного завода "Дастан", которые республика планировала передать РФ в обмен на списание долгов. Как выяснил "Коммерсантъ", сделка, анонсированная несколько лет назад, теперь тормозится из-за того, что Россия требует больше акций, чем изначально планировалось. Киргизия, в свою очередь, требует за дополнительные акции отдельную плату.
По сведениям газеты, Россия теперь рассчитывать получить долю в 75 процентов (а не 48 процентов, как планировалось ранее). Источник в правительстве РФ пояснил, что завод за последние годы обесценился из-за износа оборудования. Кроме того, как отмечает издание, российская сторона заинтересована в том, чтобы получить контроль над заводом, не оставляя миноритариям блокпакет (в 25 процентов плюс одна акция). За 48 процентов акций Москва, как сообщается, теперь готова списать меньшую сумму долга.
Предприятие "Дастан", по информации издания, производит торпеды "Шквал", а также компоненты торпедного вооружения, закупаемые Россией и Индией. Основную часть акций завода, как отмечает издание, контролирует киргизское государство (около 80 процентов), остальное - частные структуры.
Схема, по которой Киргизия соглашалась передать российской стороне 48 процентов акций завода (в обмен на списание 180 миллионов долларов долга перед Россией), была согласована в 2009 году. Республикой тогда еще руководил Курманбек Бакиев. Однако акции, основную часть которых, как считалось, контролировал сын тогдашнего президента, России так и не были переданы.
После апрельского переворота 2010 года, в результате которого Бакиев был свергнут, новые власти Киргизии заявили о готовности выполнить обязательства по "Дастану". Однако процесс передачи активов затянулся. В прессе появилась информация, что часть акций может быть продана турецкому инвестору (в руководстве Киргизии отмечали, что "к данному объекту проявляют интерес многие страны"). Циркулировали также слухи о том, что с предприятия выводились крупные суммы для финансирования предвыборной кампании одной из правящих партий республики.
В 2011 году Мингосимущество Киргизии направило в Росимущество акты о передаче 48 процентов акций. Однако сделка так и не была завершена.
Киргизский президент, сменивший Бакиева, утверждает, что российская сторона сама отказалась принимать эти активы. При этом Атамбаев утверждает, что Киргизия по-прежнему готова передать акции России, но по старой схеме. По его словам, передача доли в 75 процентов возможна, однако в том случае, если российская сторона оплатит дополнительную часть (27 процентов) "по реальной цене", пишет Лента.ру.