- Если рассматривать чисто теоретически, то проект нового города - замечательный. Эффект должен быть высоким. Для Дагестана это очень важно и нужно, - подчеркнул эксперт в беcеде с корреспондентом GTimes. - Но у нас есть вторая сторона медали - реализация проектов. Самые интересные, важные и нужные мероприятия у нас либо не проходят вообще, либо с искажениями, либо бывают загублены. Применительно к строительству города курортного типа есть главное условие - стабильность обстановки в Дагестане. Пока не будет безопасности, вести речь о развитии туристического бизнеса, на мой взгляд, утопия. Не поедут люди туда, где взрывают, стреляют, где голые люди на пляже - это нонсенс. Второй момент: как будут построены инвестиционные потоки. Потоки частных и государственных инвестиций, как отметил президент, действительно часто не совпадают. Поэтому очень важно технологически правильно реализовать проект. Я знаю: немало дагестанцев за пределами Дагестана готовы инвестировать в родной край. Но есть третья проблема - бюрократическая, которая не всегда позволяет эффективно использовать инвестиционные ресурсы. Встает вопрос о безопасности капитала. Инвесторы на территории Дагестана должны быть защищены от произвола, должны быть уверены, что их капитал будет использоваться по назначению. Эти вопросы ставят под сомнение реализацию такого важного и интересного проекта, как строительство города южнее Каспийска.
Читайте также: Дагестан - новая Чечня?
- Кому нужен новый город, туристам или дагестанцам?
- Это нужно всем. Черноморское побережье перегружено. Альтернативное Каспийское побережье будет воспринято положительно, но при одном условии: чтобы стоимость проживания, услуг не была выше, чем на Черноморском побережье. Другой фактор - это миграция дагестанского населения в города. Процесс этот идет активно, в первую очередь пустеют горы. Это прискорбно и грустно, но этот процесс не могут остановить никакие целевые программы. Половина Дагестана проживает в Махачкале. Это перенасыщенный мегаполис, где на инфраструктуру ложится огромная нагрузка. Строительство нового города позволит разгрузить столицу. Плюс мы получим дополнительные рабочие места. Очень много молодых людей уезжает из Дагестана, поэтому и уровень безработицы кажется невысоким.
- А не лучше ли было бы не строить города, а развивать, например, аграрный сектор? Ведь в Дагестане много заброшенной, необрабатываемой земли.
- Да, у нас 148 тысяч гектаров сельхозземель недорабатываются. Но тут есть другая проблема. Дагестанская сельхозпродукция неконкурентоспособна с привозной, которая импортируется, хотя наша продукция более экологически чистая. В сектор АПК уже много денег вложили, но что-то идет неправильно. Нужно производить работу по воспитанию новых сельхозпроизводителей. Наш аграрный университет посылает молодых людей в Германию, где они учатся, как правильно заниматься сельским хозяйством. Они возвращаются назад, но у нас нет возможности наделить их землей и дать им развиваться. Здесь проблема и с отсутствием частной собственности на сельхозземли, и их принимают нерадужно те, кто уже производит. Нужна модернизация, инновации. Если дагестанская корова производит 1200-1300 литров молока в год, в то время как средняя европейская 7000-8000 тысяч, какая может быть конкурентоспособность?
- То есть вложения в аграрный сектор не оправдывают себя так, как в туристический?
- На сегодняшний момент - да. Если будут системные, комплексные изменения, можно переломить ситуацию. У Дагестана есть резервы. Мы все время говорим про потенциал, но все так и остается на уровне потенциала. Последние 10 лет в Дагестане говорится о многих выгодных проектах. Но по факту ничего такого крупного не было создано. Вот главная проблема сегодня, в том числе и со строительством нового города.