Обсуждение Генассамблеей ООН грузинского варианта резолюции по беженцам показало, что режим Саакашвили с каждым днем теряет очки на международной арене. За документ проголосовало 57 национальных делегаций, 13 высказались против, а самое главное, что 74 страны воздержались. Хотя грузинские дипломаты и восприняли поддержку политизированного документа как маленькую победу, их российские коллеги считают, что рассмотрение подобных резолюций - чистая пропаганда Тбилиси. Корреспондент GeorgiaTimes связался с известными российскими экспертами Евгением Минченко и Сергеем Михеевым и попросил их прокомментировать произошедшее в Нью-Йорке.
Каждый год Тбилиси старательно рассказывает Западу о "злодеяниях", которые творят русские на "утраченных территориях", и о псевдоокупации, устроенной большим соседом. Международное сообщество с поражающей наивностью верит в жалостливые рассказы гостей из Грузии и голосует за привезенные из Сакартвело сомнительные документы. Вот и сейчас резолюцию поддержали. Но, что важно, почти половина всех делегаций попросту воздержалась от голосования. И похоже, неспроста.
Правда, для грузинских дипломатов любая мало-мальская поддержка - словно бальзам на душу. "Данная резолюция крайне важна, так как она еще раз подтверждает факт "оккупации" Россией грузинских территорий и право беженцев вернуться в свои дома", - восклицает постоянный представитель Грузии в ООН Каха Ломая. О каком признании "оккупации" заявила Организация Объединенных Наций - не совсем понятно. Ведь в документе лишь подчеркивается "необходимость соблюдать имущественные права всех внутренне перемещенных лиц и беженцев, пострадавших от конфликтов в Грузии, и воздерживаться от приобретения собственности в нарушение этих прав", а также заявляется о "недопустимости насильственного изменения демографической ситуации".
Читайте также: Саакашвили терроризирует Европу
Как верно заметил глава МИД России Сергей Лавров, идея рассмотрения резолюции Генассамблеей ООН состоит отнюдь не в заботе о тех людях, которые нуждаются в каких-то гуманитарных решениях, а преследует исключительно пропагандистские цели. А замглавы российской делегации Александр Панкин подчеркнул, что грузинские дипломаты подготовили документ, который находится вне контекста современных политических реалий, сложившихся в регионе. "Объективная действительность сегодня такова, что в регионе существуют независимые государства - Абхазия и Южная Осетия, и считаться с этим - как руководству Грузии, так и его союзникам - рано или поздно придется", - добавил он.
На Смоленской площади полагают, что грузинская сторона намеренно выносит на обсуждение подобные доклады в обход женевских дискуссий по безопасности и стабильности на Кавказе. Ведь там последуют возражения от представителей Сухума и Цхинвала. А в Нью-Йорке и Брюсселе, которые привыкли общаться только с Тбилиси, есть простор для "жалоб и предложений". По словам главы администрации Цхинвальского района Южной Осетии Инала Пухаева, этих самых "беженцев'' даже не спросили, хотят ли они жить в независимой республике. "Им уже построили дома и коттеджи, они там прекрасно живут, как утверждает грузинская пропаганда, зачем им возвращаться в Южную Осетию, где, опять-таки по утверждению официального Тбилиси, ''все плохо''? - приводит его слова ИА "Рес". - Нет логики, значит, Грузии в очередной раз удалось обмануть 57 стран, которые голосовали за ее резолюцию". Кстати, Пухаев напомнил, что из Грузии в 1991-1992 годах изгнали 120 тысяч осетин, но за 20 лет ни одного из них не вернули обратно. "Кто возвратит их в их дома? Эти дома уже поделены между грузинами. Почему ООН даже не обратила на это внимание в 1991-1992 годах, ведь это был самый настоящий геноцид и этническая чистка", - резюмировал он.
Читайте также: Саакашвили превращается в зомби
О том, почему же грузинская резолюция все-таки получила поддержку у половины делегаций государств-членов ООН, присутствовавших в Нью-Йорке, корреспондент GeorgiaTimes говорил с директором Международного института политической экспертизы Евгением Минченко и вице-президентом Центра политической конъюнктуры Сергеем Михеевым.
Минченко: Думаю, что пик негативного восприятия Саакашвили на Западе пройден. Другое дело, что линии на поддержку президента Грузии практически по всем пунктам уже нет. Более того, очень серьезно подорван имидж Грузии как витрины либеральных реформ на постсоветском пространстве. Этот имидж сегодня значительно девальвирован. Впрочем, у грузинского лидера остаются возможности для продвижения собственной повестки дня. Мы видим - несмотря на то, что предложенная Грузией резолюция не получила широкой поддержки, такие политизированные документы Саакашвили удается продавливать благодаря США. Это исключительно инструмент давления на Россию и два новых независимых государства.
Михеев: Если говорить о тех странах, которые воздержались, то понятно, что они не хотят как-то себя позиционировать. Просто не понимают, что происходит в регионе, а объяснения грузинской стороны их не удовлетворяют. По-сути, получается, что ООН признает статус-кво, то бишь нынешнюю ситуацию. И отсюда - нежелание копаться в ней, радикально разбираться и ставить какие-то оценки.