На вопрос журналиста news.am об экономическом эффекте открытия границы с Турцией президент Армении ответил: «Если вы хотите данные в цифрах, я, конечно, не смогу дать такую оценку. Тем не менее, определенные наметки есть. В частности, все те грузы, которые идут Средиземным морем, пересекая Черное, дважды наращивают стоимость. Пересечение Черного моря - довольно дорогое удовольствие для кораблей. То есть мы в этом случае через территорию Турции можем перевозить грузы по железной дороге, и это нам обойдется значительно дешевле. В экономическом плане, конечно, наш выигрыш очевиден. Кроме того, скажу, что в 2010-11 гг. должно завершиться строительство по дну пролива Босфор тоннеля Турция-Болгария, после чего будут совершаться сухопутные грузоперевозки. И мы получим возможность без паромов перевозить грузы в любую европейскую страну. Плюс к этому наша железнодорожная программа даст возможность осуществлять грузоперевозки из азиатского региона в Турцию и Европу».
В Грузии пока воздерживаются от комментариев по такому щекотливому вопросу, как восстановление дипломатических отношений Армении и Турции. С одной стороны угрозы очевидны - Грузия может потерять свою геополитическую ценность. На сегодняшний день она практически - «транзитная жемчужина». С другой стороны, Вашингтон уже заявил, что приветствует намерение Армении и Турции восстановить дипотношения. Поперек Белого дома в пекло Тбилиси явно не пойдет. Даже, несмотря на то, что многие аналитики уверяют, что Москва и Стамбул за последнее время из соперников превратились в партнеров, которые в тандеме намерены изменить расстановку сил на Кавказе.
Как пишет Economist, обе страны поддерживали войну в Афганистане, но были внутренне против американского вторжения в Ирак. В 2003 году турецкий парламент даже отказался разрешить американским войскам пересечь территорию Турции для того, чтобы открыть второй фронт в борьбе против Саддама Хусейна. Самым крупным испытанием для Турции стал российско-грузинский конфликт в августе 2008 года. Турция осторожно внедряла конвенцию Монтре, на основе которой осуществляется контроль над движением через Босфор, таким образом, что в Черное море могли попасть только единицы американских военных кораблей. Ни Турция, ни Россия не хотят, чтобы американцы вторгались в их воды.
Но недаром эксперты говорят о геополитике - на Кавказе политика и экономика разных стран похожи на клубок разноцветных ниток. О новых геополитических вызовах Грузию предупреждал экс-президент Эдуард Шеварднадзе, едва лишь наметились тенденции к диалогу между Арменией и Турцией. На его взгляд, Грузия теряет влияние на Кавказе «Это касается улучшения отношений между Турцией и Арменией. Открытие границы между странами многое изменит на Кавказе. В случае, если события между Турцией и Арменией будут развиваться по этому сценарию, как задумали и желают президенты обеих стран, Грузия потеряет в мирной зоне Кавказа роль большого игрока, признаки чего, к сожалению, уже налицо», - цитирует Commersant.ge интервью Шеварднадзе агентству «Пирвели».
Аналогичного мнения придерживается и часть грузинских экспертов. Так, руководитель «Дома свободной мысли» Мамука Арешидзе отмечает: «Это часть большой игры. Россия и Турция с помощью Армении хотят укрепить роль России и ослабить позиции Грузии и Азербайджана в регионе». Правда, глава турецкого МИД заверил, что Анкара «на каждом этапе процесса (нормализации отношений с Арменией) будет учитывать интересы Азербайджана».
Что же касается Грузии, то ее экономические показатели и без армяно-турецкого «посягательства» на транскавказский транзит не радужны. Как сообщает Интернет-портал «Бизнес-Грузия» http://bizzone.info/ , грузоперевозки в Грузии в I полугодии сократились на 14 процентов. Порт Поти снизил объем перевалки грузов: в этом году он будет ниже первоначальных прогнозов на 20-30 процентов.
Грузинский эксперт по вопросам экономики Георгий Хухашвили в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes отметил, что говорить о больших экономических рисках для Грузии пока рано. «Я согласен с Шеварднадзе, что в будущем может возникнуть вопрос снижения геополитической роли Грузии. Но пока об этом говорить рано. Прорыв произойдет лишь когда откроются не только армяно-турецкая, но и армяно-азербайджанская границы», - отметил Хухашвили. Что же касается экономических проблем в случае восстановления дипотношений и открытием границ между Арменией и Турцией, то, по словам эксперта, определенные потери в транзитном направлении будут. Но реальных прибылей будет больше. Армения тогда присоединится к региональным проектам, которые дадут куда большие дивиденды.