«В этой истории меня поражает реакция государственных органов на обычные случаи. В России в день происходят по нескольку десятков тысяч правонарушений. Почему из всего этого контекста выхватывается одно незначительное происшествие и появляются законодательные инициативы, чтобы ввести какие-то запреты? - спрашивает эксперт, которому все это «напоминает шизофрению государственных органов».
«Все эти вопросы надо решать в правовом поле, - подчеркивает Кисриев - Мы никогда не создадим идеальное государство. Все не будут танцевать балет. Некоторые все равно будут танцевать лезгинку. Надо просто прекратить истерию по всякому поводу. Есть правовые меры, они уже приняты, его оштрафовали».
Обычаи, подчеркивает Кисриев, не касаются государства. Оно должно лишь следить, не выходят ли традиции за рамки правового поля. «Если нечто нарушает закон - является ли это обычаем, или это выдумка самого преступника - он должен соответствующим образом быть наказан. Почему это все превращается в обсуждение проблематики национальных отношений, национальных обычаев? Государство этим провоцирует обострение межнациональных отношений», - считает собеседник GTimes.
Социолог признает, что поведение представителей кавказских народов может казаться другим россиянам подозрительным, но это - неизбежный эффект взаимодействия разных культур. «Это проблема знака. Если вы спокойные люди и встретите еще более спокойных, чем вы, они произведут впечатление добрых и безобидных людей, хотя это может быть и не так. А если видите кавказцев, которые машут руками, громко разговаривая, как итальянцы, это вызывает раздражение. Не потому, что один обычай хорош, а другой плох. Просто потому, что соприкасаются две различные знаковые системы, и несоответствие вызывает раздражение, - пояснил Энвер Кисриев. - К этому надо прибавить общее раздражение в стране: тяжелые условия жизни, низкие зарплаты, отсутствие перспективы. Все это держит людей в стрессовом состоянии. И любое событие может вызвать агрессию. Все это неизбежно в человеческом обществе. Но не надо это усугублять. Надо жизнь организовывать. Человечество давно придумало способ: это право, это закон. Стреляют не только на кавказских свадьбах. Стрелять нельзя - накажите, и нет вопросов».
Вместе с тем на вопрос, почему поведение именно дагестанцев и чеченцев из всех кавказских народов кажется самым вызывающим, эксперт, сам родившийся в Махачкале, ответил: «Это связано с тем, что у нас никогда не было жесткой власти, которая занималась недисциплинированными людьми. Род или семья решали вопросы самостоятельно. Это требовало повышенного уровня агрессивности, необходимости обязательной реакции на какой -то агрессивный поступок со стороны. Восточные кавказцы не апеллируют к власти, когда сталкиваются с проблемами, а решают сами. И конечно им трудно будет быть дисциплинированными в хорошем правовом обществе. Пусть переделывают, меняют свои стереотипы поведения. Правовое общество требует четкого выполнения правовых норм. Бить по физиономии человека на улице нельзя, даже если ты прав, если тебя оскорбили. Если ударил - иди на скамью подсудимых. Если в этом отношении кавказцы будут больше садиться по всякого рода хулиганским эксцессам, что поделаешь, такова судьба. Но ни в коем случае нельзя превращать этот правовой процесс в межнациональный».