Платит ли руководство Республики Ингушетия ежемесячную дань бандформированиям, выяснит Генеральная прокуратура. С запросом о соответствующей проверке к генпрокурору Юрию Чайке обратился депутат Госдумы Шамсаил Саралиев. Поводом для запроса Саралиева послужил сюжет, показанный 29 марта по "Первому каналу", в котором сдавшийся властям боевик Ибрагим Торжхоев рассказал о том, что глава правительства РИ Муса Чилиев откупается от "лесных", выплачивая им миллион долларов ежемесячно. Блогеры усомнились в искренности Торжхоева, но при этом расценили его интервью как "сигнал, что спецслужбы готовы встречать сдающихся".
"Наша республика потеряла тысячи сотрудников правоохранительных органов в борьбе с международным терроризмом. После подлого теракта погиб и первый президент Чечни Ахмат-Хаджи Кадыров. Не могу не расценивать факты, изложенные Торжхоевым, как угрозу безопасности не только Северного Кавказа, но и национальной безопасности Российского государства", - приводят слова чеченского депутата "Известия".
В свою очередь президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров назвал откровения Торжхоева провокацией. "Понятно, что этот посыл в адрес премьера Мусы Чилиева. Поэтому в рамках действующего законодательства он обратился с письмом к генеральному прокурору и руководству ФСБ. Нам очень важно выявить тех, кто за этим стоит", - заявил Евкуров на пресс-конференции в Магасе. "Все это детские пакости бывших чиновников", - отметил глава РИ.
Упомянутый выше сюжет "Первого канала" был приурочен к третьей годовщине терактов на станциях Московского метрополитена "Лубянка" и "Парк культуры". Сидя в столичном кафе, молодой человек с улыбкой рассказывал корреспонденту о своем извилистом жизненном пути. Неопытный юнец, студент московского учебного заведения, попал под обаяние идеологии экстремистов и ушел в лес. Переправиться в банду ему помог ныне осужденный Ислам Яндиев. Торжхоев оказался в одном отряде с Магомедом Евлоевым - тем самым, что взорвал себя в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года. По словам Торжхоева, он и сам готов был стать смертником, но на его счастье очередь до него дойти не успела. В одной из вылазок героя сюжета ранили в живот. Торжхоев выжил, и после этого случая стал задумываться, насколько то, чем он занимается в отряде, отвечает его представлениям о борьбе за чистоту ислама. Он понял, что деятельность его банды иначе как рэкетом не назовешь.
"Так называемый Челиев (написание фамилии дано в соответствии с расшифровкой интервью на сайте "Первого канала" - прим. ред.), чиновник ингушский, в месяц дает миллион долларов, миллион долларов боевикам для того, чтоб на него не нападали. Просто получилось так, что я находился в блиндаже Супьяна. И был разговор между Умаровым и Супьяном. И он сказал Супьяну, чтобы на него не было нападений, потому он миллион долларов платит", - поведал бывший боевик зрителям "Первого канала".
Сюжет вызвал живое обсуждение в блогосфере. Адвокат Калой Ахильгов, работавший пресс-секретарем Евкурова в 2009-2010 годах, в своем ЖЖ обращает внимание на то, что "человек, который находится в одном блиндаже с Умаровым и Супьяном, спокойно уходит из леса". "Он же сам рассказал, что "это не контрстрайк: пришел, поиграл и ушел...", - пишет Ахильгов. По его словам, в 2010 году, имя Ибрагима Торшхоева несколько раз всплывало после терактов с участием смертников, но "потом оказывалось, что он ни при чем и все еще в розыске".
"Как-то на одном из совещаний, на котором я присутствовал, один высокопоставленный чиновник спецслужб сказал, что "там каждый третий "свой". Не могу и не хочу говорить, что герой репортажа изначально был "своим", но то, что сейчас у него есть определенные обязательства перед спецслужбами - безусловно", - подчеркивает Ахильгов. Он убежден: боевику гарантировали свободу и безопасность в обмен на обязанность признаться во всем, что потребуется - "даже убийстве Кеннеди".
"Муса Чилиев, безусловно, близкий человек Евкурова, - продолжает ингушский адвокат. - А значит, тут подставляют не только, а может быть, и не столько Чилиева, сколько Евкурова, со всеми вытекающими: окончание полномочий и вопрос переназначения... Значит, есть довольно серьезные силы, которые против переназначения Евкурова. Боюсь, это связано не с радением за права ингушей, а с желанием назначить туда кого-нибудь типа Зязикова, который отдал бы ситуацию с подпольем на откуп силовикам. На мой взгляд, это чистый почерк ФСБ, которая любит пользоваться такими моментами, для достижения своих целей".
Известный дагестанский адвокат и блогер Расул Кадиев также разглядел в публичном раскаянии Торшхоева работу спецслужб. При этом, на его взгляд, сюжет на Первом демонстрирует готовность силовиков принять сдающихся. "1. Конечно, это работа спецслужб, и конечно, это пропаганда, причем на всю страну в прайм-тайм. А иначе как объяснить, что смертник, находящийся в розыске по домодедовскому взрыву, приближенный к Умарову Доку спокойно доехал до Москвы и дает интервью журналистам "Первого канала" без тени страха и без оглядки, как в санатории. И совпадение с годовщиной теракта толкает на вывод, что спецслужбы отчитались. И принималось решение о таком ходе на самом высоком уровне ФСБ. 2. Отличного качества, это не те ролики со сдавшимися в наручниках. Впечатляет работа на улице и в кафе, что демонстрирует свободу волеизъявления. 3. Но главное, что здесь есть посыл: ТАМ ЕСТЬ ЗАБЛУДШИЕ, и парень сдался ради того, чтобы рассказать нам об этом. Это радует, т.к. ЭТО СИГНАЛ, ЧТО СПЕЦСЛУЖБЫ ГОТОВЫ ВСТРЕЧАТЬ СДАЮЩИХСЯ", - резюмирует Кадиев в своем ЖЖ.