Сейчас журналист Максим Шевченко пытается откреститься от своих заявлений по отделению Кавказских Минеральных Вод от Ставропольского края. Но слово-то не воробей, вылетело и попало в точку. Слухи о разделе края между Чечней, Краснодарским краем и Ростовской областью после Олимпиады 2014 года запущены еще в мае, а отнять у Ставрополя контроль над курортами полпред Александр Хлопонин хочет уже три года. В ответ Ассоциация общественных палат Ставропольского края готова добиваться признания региона Русской республикой, целостность которой будет отстаивать с оружием в руках.
Ассоциация общественных палат Ставропольского края совместно с движением "Русское единство Кавказа" (РЕКА) выступило против провокационных действий Александра Хлопонина и заявлений журналиста Максима Шевченко по отторжению Кавказских Минеральных Вод. Поводом к этому послужило интервью Шевченко с таким пассажем: "Я считаю, что полпред должен взять ситуацию с Кавказскими Минеральными Водами под свой контроль. Я вообще выступаю за то, чтобы вывести КМВ из подчинения Ставропольского края и передать в федеральное управление, может быть, создать в ОАО "Курорты Северного Кавказа" специальное подразделение по КМВ".
Надо сказать, что курорты приносят в бюджет края 14 процентов доходов, а это около миллиарда 200 миллионов рублей в год. Могут приносить и больше, если в их реконструкцию вложить хотя бы десятую часть тех денег, что направлены на восстановление Чечни. Но большинство кавказских здравниц находятся в собственности различных ведомств и профсоюзов, которые живут в советских реалиях, и отправляют людей лечиться по льготным путевкам, не вкладывая средств в модернизацию санаториев. Более того, налоги эти хозяева платят по месту регистрации - в Москве. На какие шиши в таком случае развиваться Кавказским Минеральным Водам? Ведь даже по федеральной целевой программе "Юг России" на 2008- 2013 годы Ставропольский край три первых года не получал ни копейки, тогда как остальным республикам округа платили миллиарды рублей.
И теперь журналист Максим Шевченко, наверняка осведомленный о том, что Ставропольский край обделен лаской Минфина на фоне других субъектов СКФО, упрекает местные власти в неумении управлять курортами и наживе на рекреационных ресурсах государства. Отчасти он прав. Но почему же для избавления от плохих госслужащих надо вводить на КМВ внешнее управление и выводить регион из подчинения властей? Разве не логичнее назначить на Ставрополье более адекватных и соответствующих капиталистической действительности губернатора и министров? А в самих городах КМВ обеспечить демократические выборы, где побеждали бы достойные кандидаты, а не те, кто прикрывает свои бизнес-интересы партийным билетом "Единой России"?
На Ставрополье интервью Шевченко вызвало панику. Дело в том, что его слова попали на благодатную почву. С первых лет переселения на Кавказ красноярец Хлопонин твердит о том, что с Кавминводами надо что-то делать. Сначала он предлагал слить их в один мегаполис. Потом пристроил на другую работу главу призрачной "администрации Кавминвод". Затем вообще упразднил это подразделение краевого правительства. И наконец заставил мэров всех кавминводских городов подписать соглашение о создании агломерации.
Но агломерация, естественно, нуждается в едином управлении. И в конце прошлого года Минрегионразвития предложила свой проект развития Кавказских Минеральных Вод, главная роль в котором сводится к созданию госкорпорации, через которую в регион закачивались бы необходимые для модернизации средства. Примеры таких корпораций нам уже известны. Это "Олимпстрой" и "Курорты Северного Кавказа" (КСК).
Первая корпорация прославилась распилом средств, экономией на геологах и экологических проектах. Из-за этого простых строителей неоднократно кидали подрядчики, дома в Сочи стали проваливаться под землю, а национальный парк превратился в большую химическую свалку. Председатель совета директоров второй корпорации Ахмед Билалов кинулся в бега, когда проверка обнаружила, что двухгодичная деятельность КСК сводилась к пресс-турам и заграничным командировкам руководителей компании.
Осталось теперь либо создать такого же монстра ОАО "Курорты Кавказских Минеральных Вод", либо вручить КМВ "Курортам Северного Кавказа", где теперь верховодят родственники Александра Хлопонина. Эту идею продвигает и сам полпред, и Максим Шевченко.
Но каким же образом корпорация выведет ставропольские курорты на мировой уровень? А очень просто. В нее до 2025 года закачают, как рекомендует уже существующая финансовая структура ОАО "Корпорация развития Северного Кавказа", 400 миллиардов рублей, 60 процентов из которых будут составлять бюджетные средства. С такими-то деньгами и ставропольское правительство, и мэры кавминводских городов смогли бы сделать из Пятигорска, Кисловодска, Ессентуков и Железноводска "конфетку". Только тогда все распилы проходили бы на низком уровне, и Хлопонин остался бы с носом.
Так что идея полпреда, получившая информационную поддержку Максима Шевченко, напоминает рейдерский захват. А еще она похожа на приватизацию 90-х, года рентабельные цеха и подразделения быстро прибирали к рукам, как сейчас хотят сделать с КМВ, а нерентабельную часть Ставропольского края оставить нездоровому в прямом смысле слова губернатору Валерию Зеренкову. Шевченко называет это национализацией, но, по его же словам, когда курорты превратят "шестизвездочные", их приватизируют. Журналист не договаривает, что хозяевами-то уже не станут профсоюзы, которые дают льготные путевки и не имеют средств даже на ремонт, не говоря о покупке здравниц. И кому тогда будут по карману санатории? Хлопонину - да, Шевченко - да, а тем, кто в них лечится сейчас - нет.
Естественно, у краевого правительства и депутатов от таких перспектив легкая паника. Отвечая на нее Максим Шевченко ответил редакционной статьей на своем портале, в которой подчеркнул, что в его статье "ни слова не было сказано об отделении КМВ от Ставрополья". Но если курортный регион уже будет неподконтролен ставропольскому правительству, можно ли говорить о целостности края? Тем более, что этому скандалу предшествовал другой, с идеями порадикальнее. В мае одна из окружных газет опубликовала статью ростовского журналиста, в которой он передал слухи про готовящийся после Олимпиады 2014 года раздел края между Грозным, Краснодаром и Ростовом. Кстати, в этом перечне не хватало Махачкалы, которая никак не желает отдавать Ставрополью взятые в бесплатную аренду еще при советской власти пастбища.
"Депутаты даже приняли обращение к Генеральному прокурору РФ о проведении ее (этой статьи ростовского журналиста - ред.) правовой экспертизы. Но оказалось, что эта версия имеет под собой реальную основу", - говорится в экстренном заявлении Ассоциации общественных палат Ставропольского края и народного движения РЕКА.
От имени этих организаций глава ассоциации Сергей Попов рекомендует полпреду Хлопонину сначала разобраться с соседними республиками, где орудуют боевики, и изменить "Стратегию социально-экономического развития Северного Кавказа до 2025 года", в которой "заложена дальнейшая дерусификация республик".
"Мы также считаем, что заявление М.Шевченко по расчленению русского Ставрополья - это провокация, направленная против русского и казачьего населения не только Ставрополья, но и всего Северного Кавказа. "Кавказовед" Шевченко не может не понимать, что развал края - голубая мечта его приятелей - ярых исламистов", - говорится в заявлении.
Авторы этого документа уверяют, что "в ответ на подобный политический вектор готовы к разворачиванию политической кампании по объявлению края Ставропольской Русской Республикой в составе СКФО". "Любые попытки раздела Ставропольского края, как субъекта Российской Федерации, от кого бы они не исходили, мы будим расценивать как подрыв конституционного строя России, который был сохранен в двух кровопролитных чеченских войнах. Мы тоже готовы защищать его с оружием в руках", - говорится в заявлении.
Ответственность за проблемы КМВ общественные организации возлагают на федеральное руководство, которое назначает плохих губернаторов. Поэтому авторы заявления требуют провести на Ставрополье прямые всенародные выборы.