В Германии - торжества, приуроченные к двадцатилетию объединения. Падение Берлинской стены и «железного занавеса», символизирующих окончание «холодной войны» связано с именами двух деятелей - первым и последним президентом СССР Михаилом Горбачевым и главой МИД СССР, экс-президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе. К обоим политикам на их Родине отношение неоднозначное. Благодаря им, Европа объединилась, по просторам же постсоветского пространства прокатилась волна катастроф, конфликтов, раздоров.
Михаил Сергеевич Горбачев участвует в мероприятиях, приуроченных к двадцатилетию падения Берлинской стены. Накануне все каналы мира транслировали встречу канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Германии Хорста Келера с политическими деятелями, сыгравшими в 1989 году ключевую роль в объединении страны- экс-президентами СССР и США Михаилом Горбачевым, Джорджем Бушем-старшим и экс-канцлером Германии Гельмутом Колем.
Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе, также приложивший руку к объединению Германии, планирует ее посетить в будущем году. Пока немецкие кинематографисты снимают о нем фильм.
Как сообщает газета ВЗГЛЯД, в интервью тбилисской газете «Резонанс» Эдуард Шеварднадзе рассказал, что ради съемок после 14-летнего перерыва посетил родное село Мамати в Гурии, на западе Грузии. «Подарил церкви икону, школе - свою книгу мемуаров», - сказал он. В школе, по его словам, он не встретился с детьми, которых местные власти попросили не приходить в этот день, а направили на сбор урожая. Экс-президент весьма критически относится к политике Михаила Саакашвили, и, возможно, поэтому в школе был такой прием.
Эдуард Амвросиевич в этом месяце отклонил предложения посетить в течение октября Россию и США. В первом случае приглашение было связано с обсуждением российско-грузинских отношений, во втором - с дискуссиями о будущем мироустройства в связи с 20-летием падения Берлинской стены. После своей отставки в 2003 году он неоднократно заявлял, что более не намерен заниматься политикой.
Правда, нынешние власти совсем недавно заявили, что Шеварднадзе - «духовный отец» оппозиции. Мол, вряд ли бывший президент думает о возвращении во власть. Но близкие к нему круги жаждут реванша.
Эдуард Амвросиевич время от времени выступает с критикой в адрес нынешних властей. Что, в общем, не удивительно. В 2003 году трое его учеников, возглавившие «революцию роз» вынудили его уйти в отставку. Дабы предотвратить кровопролитие и очередную гражданскую войну (Сам Шеварднадзе пришел к власти в 1991 году в результате «тбилисской войны», в результате которой погибло около ста человек - И.П.) подписал заявление об отставке.
Россия после падения Берлинской стены тоже пережила немало катаклизмов. Многие до сих пор ставят в вину Михаилу Сергеевичу и развал СССР, и последовавшие за этим обнищание граждан, и разгул бандитизма, и активизацию сепаратистских настроений. Но, пожалуй, слишком мало 20 лет для истории, чтобы оценить роль политиков.
Можно по разному относиться к ним обоим, но у них свое место в истории, пусть спорное, отсвечивающее всей гаммой цветов - от ослепительно белого до трагически черного, - но теперь уже не поддающееся пересмотру. Они были первыми. А там пусть потомки сами решат и каждому воздадут должное. Нам это сделать трудно: ведь когда эпоха раскалывается надвое, все предстает в контрастных тонах.
А для бывших советских республик время действительно пока раскололось надвое. Это особо касается грузино-российских отношений. Стоит ли говорить, что извечные вопросы русской интеллигенции - кто виноват и что делать, касательного грузинского вопроса, всего лишь риторические.
Сегодня можно сказать, что до боли в сердце обидно за августовскую войну, за разрыв дипотношений между Москвой и Тбилиси. Совсем не хочется утонуть в рассуждениях на тему кто прав, а кто виноват в том, что произошло. К слову, можно вспомнить слова Евгения Примакова: «Когда между государствами случаются такие коллизии, как правило, невиновных нет».
На фоне празднования юбилея объединения Германии, однако, нельзя с сожалением не сказать - Европа объединяется, а мы вопреки истории и разуму возводим между собой границы.
Совсем недавно Горбачев, который находился в Страсбурге по случаю 60-летия образования Европы, а Россия и Грузия на сессии ПАСЕ вновь выясняли отношения, всердцах сказал: «И в Европе, и в Грузии полно глупых людей».