Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков избавился от кабинета министров, погрязших в коррупционных скандалах. Они отправлены в отставку, которую предсказывали самому главе республики в связи с уголовными делами на его подчиненных. Спасет ли Арсена Башировича смена правительства, зависит от того, насколько вынужденной была эта мера. Ведь обновить кабмин следовало давно, отмечают эксперты, но произошло это только сейчас.
Парламент КБР уже утвердил нового председателя республиканского правительства. Чем Руслан Хасанов будет лучше Ивана Гертера, покажет время. Пока же его основное преимущество заключается том, что правоохранительные органы не успели собрать на него компромат. А в отношение Гертера проводится доследственная проверка. Его подозревают в незаконной приватизации служебной квартиры на одной из прошлых должностей.
Замешаны в коррупционных скандалах и другие члены уволенного правительства. Руководитель администрации Канокова Владимир Жамборов, его брат Руслан, в свое время занимавший пост замминистра по управлению госимуществом и земельными ресурсами и глава того же министерства Хабдульсалам Лигидов были уличены в причинении ущерба бюджету почти на 20 миллионов рублей. Они продали старое здание филармонии в центре Нальчика за миллион, тогда как она стоила в 20 раз больше, по мнению следствия. Позднее адвокаты организовали независимую экспертизу, оценившую приватизированный объект 900 тысяч, но дело не было закрыто.
Лигидов фигурировал и в другом скандале - о незаконной передаче имущества ОАО «Канатные дороги Приэльбрусья» фирме, открытой за день до сделки.
Под следствием находятся также мэр Нальчика Залимгери Хагасов, подозреваемый в махинациях с землей, бывший и.о. администрации города Леонид Хамгокова, глава республиканского казначейства Леонид Зрумов, управляющий кабардино-балкарским отделением Пенсионного фонда Хасанби Шеожев.
Московские политологи «по достижению критической массы уголовных дел» прогнозировали увольнение Арсена Канокова. «Отставка главы республики КБР, скорее всего, произойдет по типовому сценарию в связи с цепочкой уголовных дел. Причем такие расследования и в таком масштабе не могут проводиться без согласования на федеральном уровне», - недавно заявлял Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы.
По похожему сценарию ушел с поста губернатора Ставропольского края Валерий Гаевский. На сити-менеджера Ставрополя Игоря Бестужева и двух министров его правительства Владимира Шаповалова и Игоря Васильева также были заведены уголовные дела. И точно также Гаевский пытался спасти свою репутацию, отправив скомпрометировавший его кабинет министров в отставку. Но это не помогло. Вскоре Валерий Вениаминович покинул свой пост. Правда, с повышением в должности: он ушел в заместители главы Минрегионразвития.
Каноков тоже отставкой хочет очистить свое имя. Правда, всех своих подчиненных он последовательно защищал, намекая на политическую подоплеку уголовных дел. Так ведь и Гаевский поначалу думал, что дружба с губернатором защитит Шаповалова и Бестужева от правоохранительных органов. Просчитался.
Удастся ли Арсену Башировичу остаться у руля? Его рейтинг уже упал, отметил в разговоре с корреспондентом «Большого Кавказа» Тимур Тенов, заведующий кафедрой социально-политических теорий и технологий КБГУ. «Безусловно, подобного рода резонансные уголовные дела за последнее время определенным образом повлияли на политическую ситуацию в целом и на позиции главы республики, - сказал политолог.- Возможно, что отставка правительства - это некий компромисс между продолжением подобного рода резонансных дел и их приостановкой. Или же это начало процесса передачи власти, условно говоря, по аналогии с тем, как Борис Николаевич Путина в свое время назначил. Вопрос в том, контролируемый ли это главой республики процесс или навязанная ситуация. Я на сегодняшний день не могу сказать, по какому сценарию дальше будут развиваться события. К сожалению, как всегда, очень мало информации. Подобного рода вещи в российской политической системе происходят неожиданно».
Сам Каноков, объявляя об отставке правительства, связал ее с необходимостью привести структур республиканского кабмина в соответствие с федеральным. Вместе с тем он заявил, что команду пора обновить, так как прежние министры свою миссию выполнили. "Я предупреждал, что засиживаться в кабинетах никому не дам. Министр не должен прирастать к чиновничьему креслу. Я сторонник привлечения предприимчивых, вполне возможно, молодых специалистов, умеющих не просто перечислять имеющиеся проблемы, а способных решать эти вопросы и предвидеть последствия принимаемых решений", - добавил он, обещая начало больших перемен.
По мнению Тенова, «необходимость реформирования правительства назрела гораздо раньше, чем сегодня». Хотя, уж лучше поздно, чем никогда. «Если в состав правительства будут введены молодые профессионалы, это каким-то образом положительно скажется, безусловно. Другое дело – нет достаточно обоснованного комментария, в связи с чем именно сейчас была произведена отставка и эта кандидатура (Руслана Хасанова) была введена на пост премьера. Это раз. И хотелось бы, чтобы те, кто долгое время из одного правительства в другое перекочевывал, отвечая за определенные направления республиканской жизни, сделали какое-то резюме за отчетный период. Либо чтобы президент подвел черту: вот деятельность этого парня принесла нам вот такие положительные результаты. Это было бы и ориентиром для тех, кто появится», -считает политолог.
Сейчас смена правительства выглядит как раз навязанной. СМИ даже называли имя того, кто «натравил» силовиков на кабардино-балкарских чиновников. Это генерал-полковник Юрий Коков, до недавнего времени возглавлявший главное управление по противодействию экстремизму МВД России. Он приходится братом покойному экс-главе КБР Валерию Кокову. В июле он сменил место работы и многие ожидали, что уголовные дела в отношении каноковских министров будут закрыты. Пока эти надежды не оправдались.
Есть и еще один представитель коковского клана, в интересах которого мог действовать экс-руководитель центра «Э». Речь о сводном брате Валерия Кокова Валерии Карданове, возглавляющем Кабардино-балкарскую топливную компанию. Благодаря родственным связям он стал самым крупным владельцем АЗС в республике. Его амбиции простираются не только на республиканский бизнес, но и на политическую сферу. Характерно, что с началом уголовных преследований против чиновников каноковского клана открылась и информационная война против Карданова. В частности, в Интернете появилась запись телефонного разговора с ним главаря бандподполья Анзора Астемирова, который за деньги обещал поспособствовать смещению Канокова и приходу к власти Карданова. Стали выходить и заказные статьи, очерняющие его и похожие контрудары со стороны каноковской команды.