По мнению ряда европейских политиков, идеи предложенного Россией договора слишком размыты, и пока рано говорить о преобразовании европейской системы безопасности, сообщает Reuters. В Вашингтоне на фоне «перезагрузки» с Москвой пока ограничились нейтральным заявлением, что изучают инициативу Кремля.
«Президент Обама получил письмо президента Медведева, содержащее проект Договора о европейской безопасности. Мы внимательно изучаем это предложение и приветствуем возможность продолжать диалог, который имеет место в рамках ОБСЕ», - заместитель государственного секретаря США Джеймс Стейнберг, сообщает РИА Новости.
Между тем, заместитель госсекретаря США подчеркнул, что реформирование архитектуры европейской безопасности не должно затрагивать роль Североатлантического альянса, передает Associated Press.
О перспективах инициативы Кремля корреспондент GeorgiaTimes спросил российских и грузинских экспертов.
Заместитель генерального директора Центра политических технологий Сергей Михеев, считает: несмотря на то, что инициатива очень мирная, ее перспективы не безоблачны. «Запад и американцы не заинтересованы в осуществлении альтернативных доктрин безопасности. Они не хотят терять роль лидера в этом вопросе. К тому же безопасность России их не очень волнует, потому Запад и не стремится поддержать инициативу России», - заявил он.
Именно поэтому, считает эксперт, позитивного движения относительно представленной Россией концепции безопасности в скором времени не будет. Запад будет ограниваться туманными заявлениями, что все это интересно, но не будет стремиться реализовывать концепцию на практике.
Эксперт предполагает, что российская концепция может получить поддержку разве что среди европейских элит, которые более заинтересованы в независимости от США и безопасности Европы.
- А как же тогда «перезагрузка» между Москвой и Вашингтоном, - интересуюсь у собеседника.
- Нет «перезагрузки» в природе. Это пиар Обамы. Перед ним стоит задача снизить антиамериканские настроения в мире и не утратить роль лидера. Поэтому он и предлагает то «глобальное лидерство» для Китая, то «особую роль» арабским странам. Для России - это «перезагрузка». Но дальше пиара пока дело не пошло. Наша же задача перейти от пиара к делу. Не разбираться лукавит Вашингтон или нет, а выработать реальные механизмы, позволяющие сделать шаги навстречу друг другу. То есть быть не объектом политики, а стать субъектом, который влияет на принятие решений.
Что касается заявлений грузинской стороны относительно инициативы Москвы по европейской безопасности, то, по словам Михеева, никаких угроз для соседних государств концепция не представляет. «К тому же, Россия примет обязательства и поле для маневра сужается», - отмечает эксперт. Однако, с точки зрения нынешней политэлиты Грузии, эта концепция может быть сигналом для налаживание сотрудничество между Западом и Россией. Саакашвили же строит свою политику именно на существующем непонимании между Западом и Россией. «Поэтому наша задача - реальное налаживание отношений с Западом», - заключает российский эксперт.
Грузинский эксперт Гия Хухашвили в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes отметил, что система, предложенная Россией, может, и хороша, но исходя из реалий, когда часть территорий Грузии (речь идет об Абхазии и Южной Осетии, чей суверенитет Тбилиси не признает - ред.) находится под контролем Москвы, Тбилиси ее не поддержит.
России следует принять во внимание реалии, которые складываются в регионе, отмечает эксперт, подчеркивая, что на данный момент не видит тенденции для улучшения грузино-российских отношений.