- Можно сказать, у вас борьбой начинают заниматься с пеленок.
- У нас в школе, где я учился, в Грозном, из класса один-два мальчика не занимались спортом, и на них все так странно смотрели - как это можно никуда не ходить. Спортсменов уважают у нас, в учебе им делают поблажки. Есть интерес и возможности.
- Что касается возможностей, где молодежь занимается спортом?
- Честно сказать, инфраструктура развита слабо, и молодежь у часто уезжает и выступает за российские регионы. Больших высот у нас достигнуть сложно. У нас прямо в подвалах в частном доме могут заниматься. Кружков нет, но есть секции борьбы или бокса либо в постройках советского времени, либо в новых клубах, построенных коммерсантами. Но если спортсмен чувствует, что он может больше, если тренер ему говорит, что надо расти, он чаще всего уезжает в российский регион, где ребятам платят стипендии. И жить там легче, и тренироваться, и за границу чаще можно ездить. В некоторых школах есть секции, если директор сам любитель и находит спонсоров.
- А девушки в северокавказских республиках занимаются спортом?
- У нас есть девушка-ингушка по тхеквандо, и у осетин и дагестанцев есть девушки по тхевандо. На маленьком уровне у нас девочки и дзюдо занимаются. Но у нас мусульманское население и не принято, чтобы девочки были спортсменками. Если есть кавказские корни, но они живут где-то в России, как Исинбаева, не придерживаются традиций, они могут. А так у нас девочек в основном готовят к замужеству, чтобы они хозяйками хорошими были.
- Вы знаете, наверно, о запрете УЕФА проводить домашние матчи "Анжи" в Дагестане?
- Да, но я считаю, что это предвзятое решение. У иностранцев стереотип такой. В Грозном проводились международные матчи, почему нельзя в Дагестане, если гарантии МВД дает? Они просто сами боятся, и им проще голову в песок спрятать. Боевикам дела нет до футбольных мероприятий. Я считаю, это политическое решение.
- И последний вопрос: каковы перспективы развития спорта в регионе?
- В Осетии с "Росгидро" подписано соглашение, по которому будет полностью меняться вся инфраструктура республики, включая школьные спортзалы. Кроме того, они открыли школу большого тенниса, при том что у них итак много видов спорта - и стрелковый, и конный. В Ингушетию вернулся Адам Барахоев, бывший бронзовый призер Олимпийских игр по вольной борьбе, возглавлявший сборную Турции. Под него открыли школу олимпийского резерва, построили спортзал, набрали детей. Осенью уже будем проводить матчевые встречи. По дзюдо в Ингушетии самая сильная молодежь - молодежная сборная наполовину из ингушей состоит. По греко-римской я все добиваюсь, чтобы расширить сеть секций. Хочу фехтование попробовать у нас открыть. Спонсоров надо искать. А в Чечне спорт сумасшедшими темпами развивается. Там Кадыров указание дал, чтобы в каждом населенном пункте была секция вольной борьбы. Плюс у них развита тяжелая атлетика, и стадион для футбольной команды "Терек" новый построен. В Чечне бум спортивный. Еще один цикл, и чеченцы влезут во все сборные по всем видам единоборств. У них каждый министр возглавляет какую-либо спортивную федерацию. У них перспективы я вижу. Хуже всего дела обстоят в Карачаево-Черкессии. У них и беднота там, и интереса нет. А так у региона перспективы неплохие. Хуже, во всяком случае, не станет.