Отношения между Россией и Грузией после августа прошлого года поддерживаются исключительно на уровне народной дипломатии. Вчера «круглый стол», посвященный урегулированию грузино-российских отношений, оказался под угрозой срыва. Представителей российской делегации - ведущего Первого канала, члена Общественной палаты России Максима Шевченко и главного редактора газеты «Известия» Владимира Мамонтова - в Тбилиси не пустили. Если даже народная дипломатия не может сейчас работать без сбоев, то не означает ли это неизбежность очередной конфронтации? Корреспондент GeorgiaTimes разбирался в ситуации.
Инцидент в аэропорту не стал поводом для сворачивания деятельности и народной дипломатии. Вчера представитель российской делегации грузино-российской общественной комиссии по урегулированию конфликтов на Кавказе Алан Касаев, которого пограничники не задержали на границе, и сопредседатель ее грузинской части Малхаз Гулашвили встретились с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II. Сегодня в гостинице «Рэдиссон» состоится «круглый стол», в ходе которого будут рассмотрены проблемы, существующие между Россией и Грузией.
Как сказал сопредседатель комиссии с грузинской стороны Малхаз Гулашвили, на конференцию приглашены все заинтересованные политологи, эксперты и политики. По его словам, в ходе «круглого стола» будут рассмотрены вопросы возобновления прямого воздушного сообщения между Россией и Грузией, возвращения грузинской продукции на российский рынок, упразднения визового режима, урегулирования этнических конфликтов, а также проблема возвращения беженцев.
Какую оценку грузинская общественность даст выпаду грузинских властей в адрес российских журналистов? По большому счету, вчера руководство страны продемонстрировало, что принимает решения единолично и не считается с общественным мнением. Оппозиция, митинговавшая несколько месяцев подряд, неоднократно заявляла, что необходимо налаживать отношения с Москвой.
Такую же позицию не раз высказывал Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй. Именно его здесь считают духовным лидером нации. Именно он после августовских событий положил начало диалогу представителей народной дипломатии двух стран. Впрочем, в грузинских СМИ давно появились слухи, что власти не очень-то довольны деятельностью Патриарха, который уж слишком активно ведет диалог с российским духовенством.
Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй осудил действия властей, которые в среду не впустили в Грузию российских журналистов - представителей общественной организации по урегулированию гуманитарных последствий российско-грузинского конфликта. Об этом сообщил РИА Новости член комиссии с грузинской стороны Малхаз Гулашвили после встречи с Патриархом, которая состоялась вчера вечером в Патриархии.
«Это можно назвать только гонением на инакомыслящих. Как это еще можно назвать, если Патриарх осуждает такой поступок? Когда он говорит, что это неприемлемый поступок, а ни одна официальная структура не делает никаких комментариев? Я считаю, что это дает нехороший повод российским спецслужбам ответить грузинским журналистам аналогичной монетой», - сказал Гулашвили.
Между тем, агентство «Кавказ-пресс» со ссылкой на источники в правоохранительных органах подтверждает, что российским журналистам было отказано во въезде в Грузию «за неоднократное нарушение грузинских законов и нелегальное посещение Абхазии и Самачабло». Как сообщают источники агентства, по законам, грузинская сторона имела право арестовать нарушителей в аэропорту и взыскать штраф, однако ограничилась лишь выдворением их из страны.
Одним словом, в последнее время власти Грузии усиленно манипулируют «Законом об оккупированных территориях», принятым в октябре прошлого года. Этот закон, в частности, ограничивает крупную предпринимательскую деятельность на территории Абхазии и Южной Осетии без согласования с грузинскими властями и регламентирует передвижение иностранных граждан. Под санкции этого закона попадают все компании, которые ведут или собираются вести бизнес в молодых республиках Южного Кавказа, а также все туристы, отдохнувшие в Абхазии.
До недавних пор этот закон, как и многие другие, оставался лишь на бумаге. Но то ли из-за того, что международное сообщество не оправдало ожиданий официального Тбилиси, то ли для того, чтобы на фоне политического кризиса продемонстрировать власть закона, то ли чтобы вновь отвлечь внимание общественности от внутренних проблем и переключить внимание на «внешних врагов», положения закона заработали на всю катушку. Именно поэтому возникла нынешняя угроза столкновений в акватории Черного моря. Грузинские власти арестовывают судна, следующие в Абхазию. Власти Абхазии намерены предпринять ответные меры.