По всему видно, что грузинский президент был ярым сторонником ультра-либерального проекта в экономике. Это, когда главное добиться роста и инвестиций, а все остальное подождет до завтра. Но реализовывать на практике эту модель он начал слишком поздно, ему надо было бы приходить к власти хотя бы в первой половине 90-х, когда эти проекты еще кое-где в мире имели успех. Сейчас в тренде социальное государство, при всех его издержках. А грузины к тому же еще вышли из СССР, где в материальном плане жили совсем не плохо, и помнят что такое социальный рай. Нынешняя избирательная кампания кстати, очень четко выявила иждивенческую сущность огромного числа людей, прежде всего, в грузинской провинции. Люди не просто требуют от государства помощи в решении своих проблем, они требует, чтобы государство взяло их на содержание, примерно так, как это сделал Бидзина Иванишвили у себя на родине, в Сачхерском районе.
И здесь еще одна, теперь уже практическая ошибка президента Грузии. Правительство конечно не могло удовлетворить запрос трех миллионов человек на решение всех их социальных проблем. Но власти выбрали другую крайность: они просто послали людей с их проблемами куда подальше. То есть, среднему грузину было предложено стать "бароном Мюнхгаузеном" - вытащить себя за волосы из болота самому. Средний грузин проголосовал за Иванишвили, который у себя в районе даже дома молодым семьям бесплатно раздает.
Впрочем, у режима Саакашвили мог бы быть и не такой печальный закат. В первые годы своего правления, он сумел организовать для своей страны прямо-таки денежный дождь из иностранной помощи. Но будучи политиком амбициозным, и тем более, имея на первых порах впечатляющие успехи, Миша выкинул эти деньги на воздух - на фонтаны, на фасады, а главное, на армию, которая была разбита позже, в 2008 году. Его постигла ошибка многих лидеров многих других стран - он ориентировался на собственную интуицию и таланты, а не на экспертный и научный анализ. И основной своей стратегией сделал возвращение территорий Абхазии и Южной Осетии, не зная расклада ситуации, не имея представления о внутренних процессах в бывших автономиях, и видимо считая, что Абхазия, например, это
орешек немногим более крепкий, чем Аджария, победы в которой он добился за считанные недели.
Итог: потраченные зря огромные деньги и время. Потому что в последние годы, появились здравые идеи в плане экономического развития, как например, реабилитация и создание новых курортов. Туризм, это вообще, видимо, единственное спасение Грузии. Но дело началось поздно - больших денег уже нет, и ситуацию с помощью курорта Анаклиа на черноморском побережье, не спасешь.
Когда вновь просматриваешь старые интервью лидера Грузии, возникает ощущение, что масштабов родной страны для его кипучей деятельности, было мало. Ему были нужны другие, более глобальные площадки, и он пытался их создать, в частности, попытавшись сконструировать мировой фронт против России. Но мир за ним не пошел, потому что мир умеет считать деньги, и Миша разочаровался в своих западных партнерах - они не оказались идеалистами, как он. Но еще хуже то, что идеологию Миши не поддержали свои, и теперь это прямо отразилось на результатах выборов.
В целом, у Саакашвили было два конька его "частной идеологии": ненависть к России и вера в безупречность нового грузинского проекта, который он строил. Все, что шло вразрез с этими идеями, по умолчанию оказывалось "вражескими инсинуациями". А это уже никакая не демократия, а скорее даже 1937-ой год. Под конец в Грузии и получился кстати, 1937-й год. Подслушивания, ночные аресты, компромат, насилие в тюрьмах. Все это оттуда. Ну а нового сталинского террора в Грузии, не хотел никто, даже те, кто в принципе поддерживали власть.
Антон Кривенюк