На сегодняшний день ключевым рынком сбыта для виноделов Сакартвело является Украина, на которую приходится 70 процентов отраслевого экспорта. "Грузия в любом случае зависит от клуба СНГ, потому что там живет тот самый традиционный потребитель, который воспитан на грузинских винах, - уверена наша собеседница. - Ни Европа, ни другие страны и уж тем более Китай не знают, что такое грузинские вина. Для того чтобы они их узнали, полюбили и начали потреблять в таких количествах, чтобы это устроило отрасль, чтобы она могла возродиться и расправить плечи, должно пройти много лет".
Читайте также: Виноград раздора.
Галина Забасень считает, что Европа в принципе не способна переориентироваться на грузинские вина: они являются природно-полусладкими, тогда как европейцы из поколения в поколение пьют сухое вино. За долгие годы сложились определенные и устойчивые гастрономические пристрастия, переломить которые в обозримом будущем невозможно. Еще одна причина, по которой европейский потребитель сторонится "Хванчкары" и "Кидзмараули", - это надписи на этикетках. Грузинское законодательство обязывает производителей печатать название вина и определенную информацию о продукте на родном языке. А европейцев любые иероглифы повергают в ужас, так как ассоциируются с арабским миром, исламистами и терроризмом. "До тех пор пока на этикетке есть эти буквы, Европа вряд ли будет относиться к грузинским винам именно как к грузинским. В Европе не знают, что такое Грузия, зато там знают, что такое арабские иероглифы", - резюмирует эксперт.
Разумеется, возвращение на российский рынок тоже не будет для грузинского производителя элементарной задачей. За годы действия эмбарго и бездействия властей Сакартвело в РФ многое изменилось. С одной стороны, поток недоброкачественного вина, который Грузия лила в Россию в конце девяностых и начале двухтысячных, уже успел благополучно забыться и вряд ли скажется на репутации национального бренда. С другой, освободившиеся места на магазинных полках заняли бюджетные вина из Франции, Италии и Испании, которые обеспечивают жесткий контроль качества продукции.
"Уверена, что грузинскому вину на нынешнем рынке будет достаточно тяжело, потому что я помню, как это вино распределялось, кто занимался его дистрибуцией много лет назад, а сейчас ситуация изменилась - другой винный дистрибутор, он работает по-другому, у нас другие ритейлы, другой магазин. И вставить на полку свое вино грузинским торговцам будет непросто. Им нужно будет бороться за эту полку и за потребителя. Это чистая экономика, просто конкурентоспособность", - сказала в интервью GeorgiaTimes главный редактор газеты "Телеграф рынка подакцизных товаров" Марина Петрухина.
Читайте также: Виноградный бунт в Сакартвело.
Тем не менее, считает наша собеседница, сейчас оптимальное время для возвращения грузинских вин на российские прилавки. Во-первых, сам алкогольный рынок РФ регулируется по-новому и располагает возможности для цивилизованного отсева некачественной продукции. Во-вторых, грузины некоторое время поработали с Европой и, по идее, должны были переориентироваться на европейские стандарты контроля качества. Так что затея вполне реальная, если, конечно, не пытаться по примеру Михаила Саакашвили и его подчиненных перевести ее из экономического русла в политическое. "Несправедливо нас как потребителей оставлять без этого продукта, без "Боржоми" и грузинского вина. Мы должны иметь право выбора: почему в Америке оно продается, а у нас нет? Экономика из-за политического настроя не должна страдать. Не надо сюда примешивать никакую политику, потому что политики сегодня одни, завтра они сменятся, будут другие, а культура остается, она вечная", - подытожила Марина Петрухина.
Если грузинские вина вновь появятся на прилавках российских магазинов, то ими наверняка заинтересуются покупатели. И разговоры о том, что они покажутся потребителю неоправданно дорогими, безосновательны. По оценке Галины Забасень, продукция из Сакартвело займет ту же ценовую нишу относительно конкурентов, которую занимала до 2006 года. "Столовое ординарное вино из сортов винограда, произрастающего вне контролируемых зон, обойдутся в 180-220 рублей. Вина из винограда, который произрастает в контролируемых зонах, будут стоить от 15 до 20 долларов, и это достойная цена - ведь количество ежегодно производимых бутылок вина ограничено. Практически все россияне смогут себе позволить такую покупку", - уверена наша собеседница.