Свое неприятие традиционного ислама радикальные исламисты объясняют моральной нечистотой традиционных канонов. Очень часто от них можно услышать, что ислам их предков "погряз в адатных обычаях, утратил свою чистоту" и теперь отмирает. Тот ислам, который называют радикальным и экстремистским, радикалы называют "кораническим" и "истинным". О кризисе традиционных ценностей как причине ухода молодежи в радикальный ислам говорят и эксперты, в частности представители силовых структур. "Большой Кавказ" проводит самостоятельное исследование этой сложной и неоднозначной темы.
Руслан Гереев, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа, в беседе с "Большим Кавказом" сказал, что адаты народов Северного Кавказа в самом деле претерпевают фазу кризиса. "С одной стороны, часть адатных установлений уходит. С другой стороны, те установления, которые были отодвинуты в сторону раньше, снова приходят в обиход. Кто-то это принимает, кто-то пока не принимает. А в целом, утверждение о том, что молодежь уходит в радикальные формы ислама из-за кризиса системы адатов, вполне соответствует действительности, но исламизацию нельзя сводить исключительно к проблеме восприятия адатов молодыми кавказцами".
По мнению председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, адаты мало того, что уходят - они и должны были уйти, поскольку народные обычаи и коранический ислам не могут сосуществовать друг с другом. "Версию, что радикализм приходит на смену отмирающим адатам, выдвигают обычно силовики. А силовики находятся вне духа и дискурса. То, что силовики называют радикализмом, на самом деле и есть существующий 14 веков аутентичный ислам. 14 веков назад силовиков не было, и того, что создало силовиков, не было, и предпосылок к созданию силовиков не было тоже. А ислам тогда уже был, и был в той форме, которую силовики называют "радикальной". Адаты - это родоплеменные обычаи и привычки. Они в самом деле уходят, и должны были уходить. С адатами вел борьбу в XIX веке имам Шамиль, и аналогичная борьба ведется повсеместно не только не Северном Кавказе, но и в Азии, в Африке".
"В мире сейчас полтора миллиарда мусульман, - рассказывает Гейдар Джемаль. - Эти полтора миллиарда появились от нескольких тысяч мусульман, которые вышли из песков Аравийского полуострова и распространились по миру. А в остальном мире туземцы жили по своим адатам. Перед мусульманами стояла задача: снести эти адаты и заменить их монотеистической религией Откровения. Конечно, для Обамы, Нетаньяху и для российских силовиков все это неудобно, потому что все они являются частью адатного мира, построенного на вертикали неравенства, лжи и насилия. Весь этот затхлый мир сейчас вещает: "Адаты - это духовно-нравственные ценности, а все остальное - это радикализм". В Коране по поводу адатов, как и других обычаев, сказано следующее. Когда пророк Мухаммед (мир ему) проповедовал среди бедуинов, они ему говорили: "Мы верим в то, во что верили наши отцы". Пророк (мир ему) ответил бедуинам: "А если ваши отцы верили в глупость?". Эта коллизия Аллахом предусмотрена и выражена в аятах Корана. Ссылка на древность традиции не является обоснованием ее адекватности", - сказал эксперт изданию.
Известный на Кавказе адвокат Сапият Магомедова категорически не согласна с выводами Гейдара Джемаля. "Молодежь Дагестана с большим уважением относится к своим традициям и обычаям. Беда в том, что некоторые пытаются выдать за эти традиции и обычаи то, что ими никогда не являлось, и воспроизводят эти ложные представления как истинные. Особенно это касается традиций отношения к женщинам. Недавно мы были в Швеции, на конференции, посвященной насилию над женщинами. Некоторые докладчики предлагали "искоренить традиции народов Дагестана", поскольку в них якобы входит насилие. Я им ответила, что такового в дагестанских адатах никогда не было. Насилие над женщиной по нашим обычаям - это тяжкое преступление. Думаю, дело в том, что наши адаты многими воспринимаются превратно, и это заблуждение передается другим людям. Молодежь Дагестана хочет соблюдать традиции и обычаи народов республики, - говорит Сапият Магомедова.
Сапият Ахмедовна добавила, что молодые кавказцы хотят соблюдать оставленные предками адаты больше, чем букву российского законодательства. "Уход в радикальный ислам не связан ни с какими традициями и законами, - говорит Магомедова. - Человек просто решил выбрать для себя такой путь, и он это делает независимо от того, кто и что ему советует, поскольку считает радикальный ислам единственно правильным путем. Принято считать: дагестанцы разделились на ваххабитов и суфистов, оба крыла начали воевать друг с другом, а на самом деле на этом фоне пытаются организовать борьбу непонятно, с кем. Когда боевики из подполья совершают преступления против представителей федеральных силовых структур и мирного населения, они руководствуются не исламом, а тем, что их просто потянуло на преступления. Ислам, как и любая традиционная религия, осуждает насилие над кем-либо только потому, что он служит в государственных органах. Боевики не скрывают, что убивают полицейских только потому, что они полицейские. Поэтому я думаю, что война с экстремизмом, которая идет в Дагестане, никак не связана с религией. Она связана с чем-то другим", - говорит Сапият Магомедова.