До недавнего времени большая часть нелегального алкоголя в России производилась на Северном Кавказе. Сейчас, по оценкам экспертов, доля региона в этом теневом бизнесе не превышает 40 процентов. Если раньше государство сознательно давало кавказцам возможность "подзаработать" на безакцизном выпуске водки и коньяка, то теперь активно борется с контрафактным производством. Но кавказцев, похоже, эта активность ничуть не пугает.
К новогодним праздникам продажи алкоголя, как водится, увеличиваются, но одновременно растет и активность правоохранителей, отслеживающих контрафактную продукцию. Только в декабре были прикрыты цех по розливу поддельного коньяка во Владикавказе, склад водки и коньяка с фальшивыми акцизными марками в североосетинском селении Нижний Батако, нелегальный цех на территории спиртзавода ООО "Суворовский" на Ставрополье. По данным ставропольского управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД, в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии работает как минимум 12 подпольных цехов по производству алкогольной продукции. Периодически их находят, закрывают, но они снова появляются, как грибы после дождя.
Количество изъятого контрафактного алкоголя, произведенного на Северном Кавказе, не поддается учету. Его везут в Россию десятками тонн и тысяч бутылок. В преступном бизнесе участвуют как кавказцы, так и местные жители российских регионов. В Волгограде сбытом подделок водки "Хортица", коньяка "Хеннесси", виски "Джек Дэниэлс" и других известных брендов занимались слушатели пятого курса академии МВД. В Астрахани передано в суд уголовное дело о сбыте спиртосодержащих напитков группировкой, состоящей из уроженцев Кабардино-Балкарии и астраханцев. Три года они сбывали в области контрафактный товар с фальшивыми акцизными марками, а под Новый год были задержаны с 11 тоннами спирта, который перевозили на двух автомобилях. Семь человек уже на скамье подсудимых, а двое их сообщников — в розыске.
Часть поддельного алкоголя перевозится в больших цистернах и, очевидно, разливается в малую тару уже где-то на местах в центральной России, а часть доставляется в бутылках с готовыми этикетками. Вот только информация, содержащаяся на них, редко соответствует действительности. Так, на Ставрополье в октябре задержали грузовик "MAN" под управлением жителя РСО-Алания, который вез в Самарскую область 20 тысяч бутылок водки. В накладной указывалось, что она произведена в Москве на ликероводочном заводе.
Когда водку или ароматизированную под коньяк или виски жидкость готовят в хорошо оборудованных цехах, они не опасны для здоровья. Как в ноябре заявил начальник ГУ МВД РФ по Воронежской области Александр Сысоев, изымаемая на трассе М4 североосетинская и кабардино-балкарская безакцизная продукция по качеству не уступает лицензионной. Хорошего мнения о "паленой водке" с Северного Кавказа и директор Центра исследований рынков алкоголя Вадим Дробиз. "С нее просто украден акциз. Это, как правило, добротная качественная продукция", — заявил он в комментарии корреспонденту ВigCaucasus.
Процветать теневому алкогольному бизнесу на Кавказе, как считает Вадим Дробиз, позволяет само российское государство. "Ведь у нас без разрешения государства ничего не делается, без разрешения коррумпированных чиновников, контролирующих органов, — говорит наш собеседник. — В Кабарде и в Осетии были созданы республиканские анклавы по производству нелегальной водки. Все чиновники, вплоть до президента, знали об этом, и региону давали возможность жить за счет нелегального алкоголя, поскольку работы не хватает, не так давно в Чечне закончилась война".
По словам Дробиза, до 2010 — 2011 года большая часть контрафактного алкоголя изготавливалась на Северном Кавказе. "Сейчас, я думаю, производится не более 35-40 процентов нелегальной алкогольной продукции. Большая часть — точно на территории всей остальной России. На Кавказе цеха закрыли, но эти объемы взяли на себя заводы центральных областей. К кавказскому региону было повышенное внимание, поэтому производство перенесли в другое место", — пояснил специалист по алкогольному рынку.
Статистика отравлений от "паленого" алкоголя в России с 2005 года стабильно уменьшалась. Эксперты связывали это с ужесточением лицензирования спиртосодержащих технических жидкостей. Однако с резким повышением акцизов в этом году производители алкоголя заговорили о том, что они будут вынуждены сокращать производство, а их нишу займут низкокачественный самогон и разведенный спирт, который готовят вообще без всякой рецептуры. В Волгодонске, например, осенью была обнаружена фабрика в частном гараже, где намешивали спирт с водкой и водой.
Между тем, в Ставропольском крае за первое полугодие 2013-го года официальное производство водки снизилось в шесть раз, коньяка — на 20 процентов. Надо полагать, пить ставропольцы меньше не стали, а значит, недостаток был восполнен за счет все той же нелегальной продукции из КБР и РСО — Алании, которая приходится по вкусу даже воронежским полицейским, и откровенного суррогата из гаражей. То же самое происходит, видимо, по всей стране, и не удивительно, если по итогам этого празднества Нового 2014 года число смертей от отравления алкоголем окажется больше, чем при встрече 2013-го.
Светлана Болотникова