Сельских жителей Грузии меньше всего коснулась кампания неповиновения, развернутая оппозиционными силами. Этот сектор экономики, несмотря на нынешнее плачевное состояние, имеет большие перспективы роста. Необходимо лишь найти рынки сбыта и инвесторов для технической модернизации. Ситуацию в сельском хозяйстве GeorgiaTimes комментирует эксперт Нодар Хадури.
Пока одни грузины сидят, сложа ручки в клетках на проспекте Руставели, и разбрасываются яйцами возле мэрии, другие в поте лица трудятся на фермах, полях и садах. Недавно президент Михаил Саакашвили отметил, что костяк протестных выступлений составляют безработные. Так вот в селах таких людей очень мало. Если сельхозпредприятий не так уж и много, то приусадебные участки есть у всех сельчан. «Не то, чтобы их не волнуют политические вопросы, просто в сельском хозяйстве есть время пахать, время сеять и собирать урожай», - пояснил в интервью GeorgiaTimes экономист, бывший замминистра финансов Нодар Хадури.
По мнению эксперта, Грузия обладает специфическим климатом, который позволяет сделать сельское хозяйство прибыльным сектором экономики. Если в возможности возрождения чаеводства Хадури сильно сомневается, то у других традиционных отраслей, таких как виноградарство или производство цитрусовых, по его мнению, есть хорошие перспективы. Как и у экзотичных «лавроводства» или «ореховодства».
Кстати, производством лавра уже занимается грузинская компания «Лаурус», созданная лишь три года назад. Она выпускает 170 тонн лаврового листа в год. Правда львиная доля сырья - порядка 150 тонн - закупается у местных фермеров. Сейчас «Лаурус» поставляет приправу в Азербайджан, на Украину и в Казахстан, но не скрывает амбициозных планов проторить дорожку в Европу, сообщает портал «Бизнес Грузия». «Для этого мы должны приблизиться к стандартам Евросоюза. На данном этапе наша продукция не соответствуют европейским нормам», - с сожалением констатируют в кампании. Проблема - в устаревших технологиях
Грузинским экспортерам орехов тоже в кризис приходится туго. Банки не дают им новых кредитов, чтобы закупать орехи у населения. А собственных средств не хватает ни на закупку, ни на погашение прежних долгов. И все потому что резко выросший в конце прошлого года (на 18 процентов) экспорт в страны Азии и Европы еще более резко рухнул весной (на 35 процентов). Проблема - в отсутствии рынков сбыта.
Нодар Хадури считает эти две причины - старые технологии и потерянные из-за разрыва отношений с Россией рынки сбыта - главными препятствиями в развитии сельского хозяйства Грузии.
Чтобы переоборудовать сельхозпредприятия, заменить трактора и уборочные машины, нужны иностранные инвестиции. Они постепенно приходят, отмечает Хадури. Например, из двух миллиардов долларов грантов, которые прислали в Грузию западные страны по решению так называемой конференции доноров 22 октября в Брюсселе, часть пойдет на модернизацию сельскохозяйственных предприятий.