Россия и Грузия не скрывают, что заинтересованы в восстановлении движения через контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс». Однако и здесь начались некие тактические маневры. МИД Грузии опроверг сообщения о проведении в Ереване грузино-российских переговоров по вопросу возобновления движения на этом участке, однако подтвердил, что с Арменией этот вопрос обсуждается. Чего ждать от перспектив открытия этой дороги, напрямую связывающей Грузию с Россией, и стоит ли вообще на это надеяться?
КПП «Казбеги» (Грузия) - «Верхний Ларс» (Россия) - единственный официальный пункт пропуска на сухопутном участке грузино-российской границы, в 38 километрах к югу от Владикавказа по Военно-Грузинской дороге. Движение по этой дороге не наблюдается уже несколько лет - с 2006 года. Тогда Россия заявила о необходимости ремонта КПП и его обустройства в соответствии с современными стандартами.
Но случился август. Теперь между странами не только отсутствует прямое сообщение, но разорваны и дипломатические отношения. В Тбилиси, не скрывая обид за проигранную войну не скупятся на обвинения в адрес первопрестольной. Эксперты и аналитики сходятся во мнении, что перспектив для нормализации отношений между Россией и Грузией на данном этапе не видят.
Между тем на днях появилась информация о том, что Россия и Грузия заинтересованы в скорейшем открытии КПП «Верхний Ларс» - «Казбеги»
По большому счету ничего удивительного. Ведь обсуждать эту тему начали еще весной. В мае МИД Грузии заявил, что «получило извещение от посольства Швейцарии (при посольстве Швейцарии действует секция интересов РФ) о том, что РФ в связи с завершением ремонтных работ на КПП «Верхний Ларс» готова начать переговоры с грузинской стороной о возобновлении движения через этот КПП».
В Тбилиси тогда заявили, что сомневаются в искренности предложения РФ открыть «Верхний Ларс». С таким заявлением выступил министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе. Однако решение этого вопроса, несмотря на существующие между Грузией и Россией проблемы, вроде бы сдвинулось с мертвой точки. По крайней мере, уже в июле Саакашвили во время своего визита в Ереван заявил, что Грузия будет готова открыть КПП «Верхний Ларс» на границе с Россией после окончания работ по ремонту дороги.
В начале сентября работы на КПП «Казбеги» были торжественно завершены. В церемонии открытия КПП принял участие тогдашний посол США в Грузии Джон Теффт. Именно по программе «Защита границ и укрепление правопорядка», финансируемой правительством США, и был отремонтирован КПП.
Казалось бы осталось только перерезать ленточку и констатировать минимальный прогресс в грузино-российских отношений. Какая-никакая, пусть зимой заваленная снегом, но прямая связь между Россией и Грузией. Но по традиции проблемы начали нарастать как снежный ком.
Накануне МИД Грузии опроверг сообщения о проведении в Ереване грузино-российских переговоров по вопросу возобновления движения на КПП «Верхний Ларс» - «Казбеги». Замминистра иностранных дел Нино Каландадзе заявила журналистам: «К сожалению, с российской стороны имеет место дезинформация о том, что якобы Тбилиси провел с Москвой переговоры по вопросу возобновления движения на КПП «Верхний Ларс» - «Казбеги». Мы никаких переговоров с российской стороной не ведем».
Почему же тогда в СМИ появилась информация о готовности Грузии открыть КПП «Верхний Ларс» для Армении, да еще со ссылкой на ту же пресс-конференцию Каландадзе? Дело в том, что она на той же пресс-конференции заявила, что «в реальности Грузия начала технические консультации о возобновлении движения через «Верхний Ларс» - «Казбеги» с Арменией». «Армения заинтересована в открытии границы между Грузией и РФ и по договоренности с армянской стороной о проведении технических переговоров мы начали эти консультации», - отметила она.
То есть как бы переговоры ведутся, но не напрямую с Россией (как можно, если ее именуют ныне в Тбилиси исключительно как «агрессор» и «оккупант»), а с Россией через Армению.