Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров ушел в формальную отставку. Он временно исполняет свои же обязанности, чтобы на выборах в сентябре продлить полномочия на второй срок. Конкурентом действующему главе мог бы стать лишь бывший лидер республики Руслан Аушев, однако его выдвигает народ, а не партия, как это требуется по республиканскому закону. Еще один оппозиционный кандидат Магомед Хазбиев от партии "Парнас" просто не будет поддержан парламентом с большинством единороссов.
Юнус-Бек Евкуров мог править Ингушетией до конца октября. К этому времени истек бы его первый пятилетний срок. Однако, последовав примеру мэра Москвы Сергея Собянина, он поспешил уйти в досрочную отставку и переизбраться уже в сентябре этого года.
Поступки сходные, но не во всем. Собянин решил утвердить себя в должности за два года до положенного срока. В 2015-м году ситуация могла бы измениться, популярность сойти на нет, а при прямых народных выборах это чревато проигрышем. У Евкурова выборы пройдут лишь на полтора месяца раньше положенного. В случае пропуска единого дня голосования 8 сентября он просидел бы на посту в должности "исполняющего обязанности" несколько месяцев до весны, но вряд ли успел бы много потерять в рейтинге.
Собянин будет легитимизовать себя с помощью волеизъявления народа. Евкурова же утвердит парламент, так как Ингушетия оказалась не готова к прямым выборам руководителя субъекта федерации. Евкуров рекомендовал и всем регионам России отказаться от дарованной Кремлем свободы выбора и вернуться к назначениям сверху. А пока главу Ингушетии будет избирать Народное Собрание.
В многонациональных республиках, таких как Дагестан, прямые выборы действительно могли привести к межнациональным стычкам, как это было в КЧР конце 90-х - начале 2000-х годов. Но Ингушетия лет 20 фактически мононациональна. Вопрос стоит о дележе власти между кланами, а не между этносами, поэтому бояться вроде бы было нечего.
Правда, оппозиция утверждает, что на прямых выборах президента Ингушетии обязательно победил бы член "Мехк Кхел" Магомед Хазбиев. Его готова была выдвинуть партия Владимира Рыжкова "Парнас". Но отмена прямых выборов сделала невозможным участие кандидата от партии, не представленной в Народном собрании республики. По этой причине и ингушское "Яблоко" не сможет выдвинуть своего протеже.
Пока от парламентских партий в конкуренты Евкурову заявлен только представитель ЛДПР Руслан Хаутиев. КПРФ, "Справедливая Россия" и "Правое дело" кандидатуры еще не выдвинули. Но их не считают подлинно оппозиционными партиями, и они не пользуются достаточно высокой популярностью, чтобы их выдвиженцы составили серьезную конкуренцию Евкурову. Если они и будут участвовать, то только ради видимости альтернативных выборов. При всем желании, им не под силу перебороть административный ресурс, на который отставка никак не повлияла.
"Отставка не означает ухода с должности. Тем более, Евкуров уже назначен исполняющим обязанности, - отметил в комментарии корреспонденту BigCaucasus заместитель директора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин. - Поэтому говорить о том, что у Евкурова не будет возможности использовать административные функции, нельзя. Но нужно учитывать, что Евкуров обладает достаточно широкой поддержкой, и Ингушетия перешла на непрямые выборы руководителя республики. С учетом всех этих факторов можно рассчитывать, что избирательная кампания закончится успешно".
Достойным конкурентом Евкурову мог бы стать Руслан Аушев. По словам Зудина, этого кандидата никак нельзя было бы отнести к тем, кто участвует только ради того, чтобы соблюсти норму закона. "Аушев известный человек, обладающий в республике большим авторитетом. Если он примет участие в предвыборной кампании, это будет реальный соперник", - отмечает политолог.
Аушев весной выражал готовность побороться за кресло президента республики, если его поддержит народ. Народ поддержал, инициативная группа собрала около 60 тысяч подписей. Евкуров позвал Аушева на официальный съезд ингушского народа в станице Нестеровская. Там Руслан Султанович выступил против отмены прямых выборов, но получил от Евкурова, по выражению членов "Мехк Кхел" "плевок в лицо" и уехал, несолоно хлебавши.
Поддерживавшие его люди разочаровались. "Народ за него подписался, но он ничего не сделал, чтобы участвовать в выборах", - сетуют наш собеседники в Ингушетии. Прямые выборы все-таки отменили. А "Единая Россия" не выдвинула Аушева даже на праймериз, который проводился в парламенте "для галочки". Ни от какой другой партии он баллотироваться может. Инициаторы его выдвижения еще пытаются оспорить в суде отмену прямых выборов, но вряд ли кто-то пойдет им навстречу.
Таким образом, Евкуров оказался "молодец среди овец". Помимо популярности в республике, за ним стоит благосклонность федерального центра, которая выразилась в назначении исполняющим обязанности республики. Президент России Владимир Путин, принимая отставку, скупо поблагодарил за работу и отметил: "Хозяйство досталось непростое". Евкуров с ним худо-бедно справляется, и трудно представить себе, какая сила может помешать ему стать президентом Ингушетии на следующие пять лет.