Порт в Очамчире есть и сегодня. Он обслуживает турецкие суда, вывозящие уголь из шахт, расположенных в горах Абхазии. Из шахтерского города Ткуарчал к побережью ведет железная дорога, по которой изредка проходит состав с углем. Большая его часть вывозится автомобильным транспортом. Вдоль железнодорожных путей, уже за городом, расположены частные дома. И люди говорят, что не боятся оставлять скот свободно гулять у дороги. Поезда ходят настолько редко и с такой маленькой скоростью, что ни одна медлительная буренка не рискует пострадать.
Кстати, жители пока не в курсе новостей о презентации программы возрождения их города. Местные власти после выборов находятся в подвешенном состоянии - они заняты другими делами. Зато в соседней Грузии не могли упустить из виду латвийскую инициативу.
Мы поинтересовались у известного в Сакартвело эксперта в области экономики Гиоргия Хухашвили тем, как отразится на ситуации в регионе столь мощный проект. По его словам, для того, чтобы строительство свободной экономической зоны в Очамчире имело позитивное влияние на урегулирование конфликта, нужно сделать этот проект совместным.
"Безусловно, что через совместную экономическую деятельность и общие проекты проще всего урегулировать грузино-абхазский конфликт. Если бы удачно сложились политические обстоятельства, то совместные проекты могли бы помочь изменению ситуации в корне. Однако сейчас я настроен скептически. Потому что никакого движения навстречу друг другу нет", - заявил Хухашивили.
В то же время, по мнению эксперта, учитывая нынешние политические реалии, активная экономическая деятельность только отворачивает стороны грузино-абхазского конфликта друг от друга. "Крупные экономические проекты, которые Грузия и Абхазия осуществляют по отдельности в приграничной зоне, ничего хорошего для урегулирования конфликта не несут. В условиях, когда Грузия не признает Абхазию как партнера, абхазская сторона будет искать инвестиции в других странах. Этим инвесторам совершенно безразлично, будет урегулирован конфликт или нет. Таким образом, Абхазия и Грузия строят разные экономические пространства. И если у Абхазии все будет с экономикой хорошо, то тем более не будет никакого смысла говорить о совместных с грузинами проектах", - говорит эксперт.
Несомненно, Хухашвили прав. При нынешнем уровне отношений, а вернее, отсутствии отношений между Сухумом и Тбилиси, разговор о чем-то совместном в области экономики исключен. А между тем экономическая ситуация на восточном побережье Черного моря меняется динамично. В Грузии, на своей части побережья, стремятся развивать курорты. Вот и Анаклию презентовали. И хотя кое-что из вновь построенного там уже трещит по швам, рано или поздно это место начнет развиваться.
Очамчира от Анаклии отделена тридцатью километрами болотистого, пустынного берега Гальского района. Если проект строительства свободной экономической зоны состоится, то Очамчира превратится в региональный экономический центр, который притянет к себе все население восточной Абхазии.
Как мы уже сказали, в расчетах латвийских авторов проекта нет надежды на трафик, связанный с Грузией. Они, скорее, ориентируются на развитие новых транспортных коммуникаций, которые объединят побережье и Северный Кавказ. И вот тут мы видим контуры совершенно новой схемы экономического взаимодействия в регионе. В Абхазии планируется открывать новые коридоры не вдоль побережья, как раньше, а через Главный Кавказский хребет, где со времен древних перевальных путей не было трафика. Перекрытые пути в южном направлении будут компенсированы новой дорогой на Северный Кавказ, а порт в Очамчире вполне может превратиться в центр по перевалке грузов, идущих с Северного Кавказа в страны черноморского бассейна, и наоборот.
Таким образом, все идет к тому, что новые экономические модели Абхазии и Грузии уже никак не будут связаны друг с другом.