Это литературный укор Отара Чиладзе неправильным грузинам, тем, кто почему-то жил, живет и хочет жить в России, надеясь однажды сокрушить «новую берлинскую стену» отчуждения, которую возвел между двумя братскими православными народами выпускник американского университета, поддержанный историко-духовными исканиями магического реалиста Отара Чиладзе и других грузинских писателей.
Итак, в «Годори» - Россия и русские - абсолютное Зло. И, к сожалению, это не только литературные аллюзии талантливого писателя. Вот несколько выдержек из его последнего интервью одной из тбилисских газет.
«Войну, которую мы назвали «двухдневной», начал Петр I - наш просвещенный царь Вахтанг Шестой поверил обещанию Петра вместе победить Персию и в итоге оказался наедине против разъяренного персидского льва... То, что произошло в августе, ничего более чем двухдневный отрезок трехсотлетней войны, этим ничего не началось и ничего не кончилось».
«И враги, и друзья будут считаться с нами до тех пор, пока мы боремся. Поэтому, первым долгом, мы должны осознать, что вовлечены в трехсотлетнюю войну, и августовский конфликт только эпизод этой войны. Она началась давно, и одному Богу известно, когда и как закончится.
Просто эта необъявленная ползучая война еще раз проявилась и стала очевидной для всех, может, из-за небрежности, неосмотрительности или нетерпения, а может - сознательно. Российско-грузинские отношения с самого начала протекали так, что без войны наше сосуществование невозможно представить... Правда, на данном этапе, по ряду причин, мы оказались явно не готовы к свободе, но если хотим спастись, должны как-то довести этот процесс до конца».
Теперь понятно, кто подпитывал красноречие Михаила Саакашвили, который не скрывал в свое время, что намерен сражаться «до последнего грузина».
Очень жаль, что деятели грузинской культуры, начиная с 90-х годов, находятся под дурманом демагогических песнопений политических авантюристов. Никто в России не посягал на свободу грузинского народа. Но когда сама Грузия посягает на свободу других народов, что тут скажешь?
Война - с абхазами. «Самая бессмысленная, которую сам черт уже не разберет, кто начал и для чего». Но воевать надо, считал писатель. Потому что, «и враги, и друзья будут считаться с нами до тех пор, пока мы боремся».
Отар Чиладзе обрел последний покой в Пантеоне выдающихся деятелей Грузии на святой горе Мтацминда в Тбилиси. Неподалеку - могила великого русского поэта Александра Грибоедова, растерзанного толпой фанатиков в Персии, той самой Персии, от которой грузинские монархи искали защиту под крылом российского двуглавого орла. Теперь они соседи - два поэта и философа, которых уже ничто не разделит. Воистину, «рождаемся мы, чтобы согрешить, а умираем, чтобы очиститься».
Прощай, Отар!