Съезд славян в Ставрополе состоялся накануне Дня народного единства, несмотря на то, что у него было сразу несколько лагерей недоброжелателей. Сразу же от участия в нем отказались организация "Русское единство Кавказа" и реестровые казаки, которым ходить на съезд запретил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Тем не менее, обсуждение проблем русского населения состоялось, и участники съезда предложили свои пути для их решения.
Раскол между русскими общественными организациями на Ставрополье произошел еще накануне съезда.
Председателя организации "Русское единство Кавказа" (РЕКА) Сергея Попова и партию "Новая сила" насторожило, что к участию были приглашены украинские националисты, которые однажды уже скомпрометировали русские митинги своим присутствием. Это было в Невинномысске, после убийства чеченцем местного парнишки Николая Науменко. Теперь эти же люди, как полагал Попов, затеяли провокацию со съездом славян. Они олицетворяют идею присоединения южных регионов России к Украине. В их рядах не только Дмитрий Чернов, о котором ходят слухи как о бывшем сутенере, но и Евгений Архипов из "Соборной Украины", поменявший пол и ставший Машей Баст.
Кроме того, организовавший съезд председатель Союза славянских общественных организаций Ставрополья Кавказа Владимир Нестеров не поддержал острое открытое письмо к полпреду в СКФО Александру Хлопонину и был заподозрен в излишней лояльности к властям. В упрек ему Сергей Попов поставил желание уйти от местных проблем в сторону пустой демагогии в духе Бориса Немцова.
С другой стороны, съезд не смогли поддержать реестровые казаки, так как их от участия в съезде предостерег духовный наставник — митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. "Когда сегодня язычники и националисты, многие из которых в прошлом очень много сделали зла для самой русской идеи и культуры у себя в странах, в частности, в Украине, пытаются узурпировать такие понятия как "русский" и "славянский", а затем проводят националистические марши, движения и мероприятия, то, безусловно, это оскорбляет русских людей, потому что большинство из них — православные верующие, крещенные в Церкви", — заявил он накануне съезда в специальном видеообращении. Впрочем, идею собрания от Попова он тоже не одобрил и посоветовал "всматриваться внимательно, что стоит за таким красивым названием как "славянский съезд" или "русское собрание".
И все же съезд в здании ставропольского дворца детского творчества состоялся, и зал был заполнен до предела. Там было много казаков-родноверов в круглых шапочках, пожилых красавиц в славянских платьях, журналистов и просто молодых русских девушек и парней. Всего 563 делегата из разных районов края, а также из Краснодарского края, Ростовской области, Брянской области, Московской области, Санкт-Петербурга, Адыгеи, Саратовской области, Москвы, Чеченской республики, Новосибирской области, Свердловской области и Беларуси.
Ни представители краевой власти, ни представители национально-культурных автономий на съезд не пришли, хотя их и приглашали. Как выяснилось потом, в ДДТ присутствовал член Совета Комитета общественной безопасности по Ставропольскому краю Сергей Ващенко.
Организаторы об этом наверняка знали, а потому сразу предупредили, что националистические лозунги и неуважение к другим нациям высказывать запрещено. Первый же докладчик назвал национализм угрозой целостности страны, раскритиковал идею русской республики на Ставрополье, проводимую Поповым, и подверг сомнению эффективность признания русского народа государствообразующим. В то же время он обратил внимание на Стратегию национальной политики России, которая даже не ставит задачу сохранения русского населения в республиках Северного Кавказа, ибо заложенные в ней цифры свидетельствуют о том, что русских в процентном отношении там должно стать меньше, чем сейчас. Более того, русские к 2030-му году даже в КБР, КЧР и Северной Осетии должны будут обладать лишь возможностями для культурного развития, а не политическими правами.
Эту стратегию чуть позже раскритиковал и гость съезда публицист-националист Александр Севастьянов, которому неоднократно рукоплескал зал. Он напомнил, что документ создавался без участия представителей русского народа, а одним из его авторов был Валерий Тишков, который заявил, что такого народа вообще не существует. В советчиках же у него были представители федеральных национально-культурных автономий (ФЛНКА), среди которых славяне также не представлены, ибо поправки, принятые по инициативе Владислава Суркова, не позволяют таким создать подобную организацию славянам.
Между тем, главной задачей для русских в данный исторический период является самоорганизация, утверждает Севастьянов. Ранее мы в этом не нуждались, так как за нами стояло мощное русское государство. Теперь же за попытку отстоять права русских по тюрьмам сидят уже две тысячи молодых ребят, а "десятки лежат в сырой земле", — отметил публицист.
В качестве метода для самоорганизации он назвал путь выхода на международный уровень через Организацию непризнанных наций в Гааге. Будь у русских ФЛНКА, туда можно было вступить прямо сейчас. Но поскольку мы этой возможности лишены, нам остается путь крымских татар. А именно созыв всероссийского съезда славян и избрание по его итогам "народного собрания" или "думы", которая смело сможет обратиться в Организацию непризнанных наций. И тогда русские смогут защищать свои права не только в России, не только в СНГ, но и по всему миру.
Единственный тезис Севастьянова, который не приглянулся делегатам ставропольского съезда — это намерение отсоединить Ингушетию, Чечню и Тыву, как территории, куда русские уже никогда не смогут вернуться. "А как же терские казаки", — раздалось из зала в ответ на это заявление гостя, который пытался скрасить свое предложение обещанием затребовать северные районы Казахстана и Украину.
Предложения о создании русской республики Севастьянов не поддержал, так как это приведет к дальнейшему дроблению России. А вот с тем, что русскому народу нужен статус государствообразующего, он согласился, ибо главная проблема, по его мнению, в том, что "русский народ — не хозяин своей земли". Зал проводил докладчика криками "Любо!".
Другие выступления такого энтузиазма публики не вызвали, хотя были местами весьма любопытны. Так, доктор юридических наук Лариса Свечникова провела небольшой экскурс в историю покорения Кавказа, показав, что далеко не везде России пришлось действовать мечом, и соглашения с местными народами русские заключали задолго до Кавказской войны, начиная с 16-го века. Территория Кавказа переходила к империи по большей части в результате победных войн с Османской империей и Персией. При этом местная знать становилась частью российской элиты, а русские ученые приезжали сюда в этнографические экспедиции, чтобы запечатлеть своеобразие здешних народов. Так что на колонизацию это было похоже менее всего и позволило местному населению избежать участи турецких курдов.
Докладчик в сфере юриспруденции член Национально-Демократической партии Ростислав Антонов заострил внимание на неравноправии между народами России, часть которых имеет свои государства, а именно такими являются все кавказские республики с их конституциями, а часть не имеет таковых. Поэтому конституция Ингушетии защищает, как в ней написано, прежде всего, права ингушей, Татарстана — татар, и так далее, а конституция Российской Федерации защищает обобщенно "россиян". При этом в большинстве таких "государств в государстве" пока еще немалый процент русского населения.
Алексей Курсиш, председатель Ставропольского отделения Центра противодействия коррупции в органах государственной власти, слово " русские" употребил лишь в конце доклада, когда резюмировал, что в условиях, когда коррупция разъедает власть, "русским нет места в стране". Больше всего он критиковал президента России Владимира Путина, которому антикоррупционный центр еще шесть лет назад дал рекомендации по борьбе казнокрадами и взяточниками. "Если вы думаете, что он ничего за это время не сделал — вы ошибаетесь. Путиным сделано за эти годы многое для взращивания коррупции", — подчеркнул Курсиш.
Заслуженный тренер России Петр Пашков сравнил отношение ставропольских властей к спорту с тем, как его поддерживают в кавказских республиках, разумеется, не в пользу края.
По итогам съезда, как водится, была принята резолюция, согласно которой славяне назвали "Стратегию национальной политики России до 2025 года" противоречащей интересам не только русского, но и остальных коренных народов России, а главной проблемой назвали коррупцию: "Мы понимаем, что в такое положение славян поставили не другие коренные народы России, а российское глубоко продажное чиновничество и те, кто стоят за этим чиновничеством".
Кому-то, конечно, эта резолюция покажется демагогией, кто-то сочтет первый съезд славян Ставрополья непредставительным, но это была лишь первая попытка за которой обязательно будут другие, и дай Бог, чтобы они были более успешными.
Светлана Болотникова