Исламское население России неуклонно растет, и это приводит к появлению новых мечетей. Традиционно русские регионы протестуют, считая новые минареты признаком исламизации преимущественно православной страны. В Тамбове мусульманам удалось убедить горожан в безобидности их культового сооружения. В Новокузнецке националисты еще не сдались. В Москве мэр отказал мусульманам. В Ставрополе вопрос повис в воздухе, и мусульманский бизнесмен чуть было не построил мечеть под видом торгового центра.
Мусульман в России, согласно декабрьскому исследованию Левада-центра, за четыре последних года стало больше на 3 процента. Число православных в то же время сократилось на шесть процентов. Нас пока более чем в 10 раз больше, чем приверженцев ислама, но с течением времени все может круто измениться. Мусульмане не делают абортов и активно ведут миссионерскую деятельность среди молодежи. Православным нечего противопоставить этим двум факторам, и потому единственным путем сохранить численное преимущество остается противодействие исламизации. В условиях конституционной свободы вероисповедания это сделать непросто, поэтому борьба приверженцев двух религий сосредоточилась вокруг строительства новых мечетей.
Российские законы позволяют возводить культовые сооружение только тогда, когда жители населенного пункта не возражают. В Тамбове народ был категорически против. Пение муэдзина в 4 утра в спальном районе города и заклание барашков на Курбан-Байрам никого не прельщало. 95 процентов горожан при опросе высказывались против. Вчера состоялись публичные слушания и, о чудо, представителям мусульманской общины удалось убедить тамбовчан, что мечеть не принесет беспокойства. Призывов к молитве не будет, а перенос места строительства на окраину не дает гарантии, что через несколько лет на том месте не построят спальный район. В итоге Тамбов дал добро на мечеть размером на 300 человек, совершающих намаз.
В Новокузнецке против крупной мечети с медресе, 4 минаретами и комплексом административных зданий на участке земли в 2,5 гектара выступил "Русский патриотический клуб». По мнению националистов, это будет способствовать "созданию исламизированного таджикского анклава", ибо строится она в районе, где проживает больше всего гастарбайтеров из Таджикистана. Власти города не дали клубу провести антиисламский митинг, но и проект мечети, как заверяет начальник управления по организационной работе, общественным отношениям и делопроизводству администрации города Новокузнецка Олег Масюков, еще не согласован и земля не выделена.
В Москве Сергей Собянин четко объяснил, что прописанным в столице мусульманам достаточно уже существующих шести мечетей, а ради нелегалов и жителей области строить новые культовые сооружения ни к чему.
В Ставрополе долгие постсоветские годы мусульмане боролись за возвращение мечети в центре города, недалеко от главной площади, по улице Морозова. Она была построена в 1915 году, но практически не работала. В 1930-м ее изъяли у мусульманской общины под архивы. А в 1980-х годах там был открыт и до сих пор существует картинная галерея ставропольского живописца, мастера пейзажа Павла Гречишкина. Ставропольские суды под аккомпанемент казачьих митингов так не отдали музей мусульманам.
Три года назад глава новоявленного муфтията Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов заявил, что мечеть все равно слишком маленькая, чтобы удовлетворить нужды местной общины, и что краевому центру требуется большой мусульманский центр с минаретом, медресе, библиотекой, автостоянкой, халяльными магазином и кафе. Тогда же Рахимов заявлял, что власти Ставрополя уже выделили земельный участок на выезде из города размером в два гектара.
Однако исламский центр до сих пор не построен, а вот мечеть чуть было не появилась на проспекте Кулакова под видом строительства офисного и торгового центров. Информацию об этом месяц назад обнародовал депутат краевой Думы от "Справедливой России" Михаил Кузьмин, когда в правительстве края бурно обсуждались сюжеты федеральных каналов о хиджабах и вытеснении русского населения.
По сигналу справедливоросса сработала прокуратура и в конце февраля приостановила строительство. Сооружение здания-хамелеона вела фирма ООО "Экстра". Согласно выписке из Госреестра, она на сто процентов принадлежит некоему предпринимателю Х. Голаеву. Как писали "Ставропольские губернские ведомости", он был совладельцем обанкротившейся компании "Северо-Кавказский агрохим". Возглавлял ее его двоюродный брат Аслан Каракотов, неплохо ладивший с прежним руководством краевой столицы и Ставрополья. Голаев и Каракотов - выходцы из Карачаево-Черкесии, где большинство населения исповедует ислам.
"Экстра" в 2010 году, как раз тогда, когда муфтий говорил об участке в два гектара, взяла в аренду у Ставрополя участок в один гектар под торговый центр, офисное здание и автомойку. Фирме выдали разрешение на строительство, но через год после проверки архитектурного надзора разрешение было аннулировано. Как выяснили эксперты, на участке строилось нечто мало напоминающее торговые центры. «Здание в плане имеет сложную конфигурацию в виде восьмиугольника площадью 21х31 метр. В центральной части находится зал площадью 20х20 метров, имеющий двойной свет, заканчивающийся куполом высотой около 12 метров. По своему архитектурному виду здание имеет признаки мусульманского культового сооружения - мечети», - записали проверяющие.
В прошлом году "экстра" попросила разрешение продолжить строительство, но не получила его. Несмотря на это работы продолжались, и в данный момент на проспекте Кулакова стоит здание высотой в три этажа с узкими окнами и окантовкой под купол. Местные жители, естественно, возмущены. Близко православное кладбище и рядом дорога, по которой идет основной транспортный поток с северо-западного въезда в Ставрополь со стороны Михайловска.
Имам Ставрополя и член Общественного совета города Расул-Хаджи Ижаев отрицает причастность муфтията к строительству этой мечети, хотя и не исключает частную инициативу. Вместе с тем он сетует на безуспешные хождения по чиновничьим кабинетам с просьбой выделить мусульманам участок по исламский центр. По его словам, в городе живет 30 тысяч приверженцев этой религии, и если им не дать возможности черпать религиозные знания в мечети, они нахватаются радикальных вероучений в интернете.
Можно понять выжидательную позицию ставропольских властей, едва успевающих отражать нападки с разных сторон - то от националистов с митингами за выход края из Северо-Кавказского федерального округа, то от мусульман с их исками о ношении хиджабов в школе. Край, где возрождается казачество, завоевавшее эти места еще в 16 веке, не готов уступать напору растущего мусульманского населения. И если в Кисловодске, несмотря на протесты жителей, большая мечеть все-таки была согласована и уже почти достроена, то в Пятигорске этот вопрос ДАМ решил в обход законов. Здание для молитв было построено в частном подворье, а администрация города потом поставлена перед свершившимся фактом. Так хотели, видимо, сделать и в Ставрополе, но не получилось. Да и в Пятигорске решено в мечети разместить муфтият и медресе, а под новое культовое сооружение выделить землю на окраине.