Грузинские студенты собираются присоединиться к акциям протеста оппозиции. Как сообщили Georgia Times в Консервативной партии, молодые люди недовольны системой высшего образования Грузии в целом и фактами запугивания учащихся, в частности. Они готовы потребовать также снизить стоимость обучения, которая резко вырастет в грядущем учебном году.
Сессия в вузах Тбилиси подходит к концу, и студенты строят планы на летние каникулы. Кто-то собирается провести их на морских пляжах, а кто-то - на площадях, плечом к плечу со сторонниками отставки президента. Как заявил представитель консерваторов Бидзина Гуджабидзе, в молодежное отделение партии обратились студенты, у которых возникли проблемы в университете. «Их терроризируют, поэтому они намерены присоединиться к акциям оппозиции», - сообщило со ссылкой на политика агентство «Интерпрессньюс».
GeorgiaTimes уточнила у Бидзины Гуджабидзе, чем вызван протест студентов, и каким образом их терроризируют. По его словам, преподаватели вузов запрещают подопечным ходить на оппозиционные акции протеста, грозя неприятностями в учебе. Эти ребята учатся в пяти учебных заведениях столицы, они не состоят в какой-либо партии. Свободолюбивых молодых людей возмущает тот факт, что их самостоятельность ограничивают.
Но суть даже не в этом. Студенты, отметил Гуджабидзе, недовольны теми изменениями, которые при Михаиле Саакашвили претерпела система высшего образования в Грузии. В частности, по его словам, в вузах сейчас нет специальной комиссии, которая бы регулировала отношения обучающихся с преподавательским составом.
В свое время Грузия круто реформировала систему образования, копируя европейские порядки. Были введены единые национальные экзамены, являющиеся для школьников выпускными и одновременно вступительными. Если абитуриент набирает достаточно баллов, он имеет право на бесплатное обучение в государственном вузе. Если нет - то приходится идти либо на платное отделение, либо в коммерческий вуз.
Высшее образование стало двухступенчатым: сначала четырехлетнее обучение на бакалавра или специалиста, затем магистратура. Был преобразован институт ректорства. Для этого уволили всех действующих ректоров и ввели две новые должности - канцлеров, курирующих материальные и финансовые вопросы и ректоров, занимающихся исключительно наукой и учебой. Это было мерой борьбы с коррупцией, которая вызвала неоднозначную реакцию в обществе.
Кроме того, для высшего образования актуальна та же проблема, что и для школ: преподаватели, в том числе доценты и доктора экономических наук, работают по контракту и постоянно опасаются потерять работу по прихоти начальства. Ориентируясь на Европу, вузы поменяли и образовательные программы. Плохи или хороши эти новшества пока понять трудно, но, как однажды заметил профессор-экономист Владимир Хомерики в интервью грузинским СМИ «образование и наука в Грузии губятся уже давно и последовательно выкормышами фонда Сороса. Начало этому положил Александр Ломая, разваливший грузинскую науку и высшую школу».